День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

В Древней Руси в самые короткие дни в году славили языческие божества и солнце — за то, что оно развернулось к весне. С принятием христианства в день солнцеворота стали поклоняться святителю Спиридону. Позже языческие и православные традиции переплелись. Вспоминаем народные приметы, сохранившиеся до наших дней.

Для благополучия в новом году

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Гавриил Горелов. Ряженые в деревне. 1906. Одесский художественный музей

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Не позднее 1864. ГРМ

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Константин Юон. Пляска свах. 1912. Частное собрание

По языческим обычаям некоторых славянских народов коляда — праздник новолетия, окончания старого и начало нового года. По легенде, божество молодого солнца, управлявшее великими переменами, земными благами и радостями, подарило людям календарь — Коляды дар. В окрестностях Пскова Коляда — это и канун праздника, и песня, и мифологический женский персонаж.

В честь праздника устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь особое обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки — символы жертвенного ягненка. Подобная традиция до сих пор сохранилась во Владимирской области.

Ряженые, которых называли «дружины Коляды», облачались в шкуры животных, танцевали, пели и колядовали по дворам — с пожеланиями благополучия. Взамен они требовали подарков, а скупым хозяевам предрекали разорение. Чехи, болгары и сербы тоже «ходили по коляду». Колядовали со дня зимнего солнцеворота до 6 января — Велесовых дней.

В честь молодого солнца

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Михайло Мороз. Колядки. Не позднее 1992. Фотография: russlovo.today

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Оксана Архипова. Рождественские колядки. 2011. Фотография: arhipova-art.com

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Владимир Чумаков-Орлеанский. Коляда. 2-я пол. XX в. Фотография: art-grd.com

После принятия православия в России стали почитать Спиридона Тримифунтского. Этот святитель жил в III веке на Кипре, но память о «благочестивом старце, наделенном даром исцеления за праведность» дошла и до Руси. Однако многие языческие традиции в народе сохранились. По старинным поверьям 25 декабря шла борьба тьмы и света. Крестьяне помогали молодому солнцу чем могли: выпекали обрядовые круглые хлеба, водили хороводы, а после наступления сумерек жгли костры и с высоких холмов звали светило. «Колесо с горы катись — весной красной к нам вернись!» — с такой поговоркой с холма скатывали зажженное колесо.

Девушки собирались по домам за рукоделием, рассказывали сказки о Коляде, мастерили обрядовых кукол и беседовали о скором Рождестве. В это время молодые люди могли ухаживать за возлюбленными. Парень брал рукоделие приглянувшейся барышни и выходил на крыльцо. Если девушка позволяла проводить себя до дома, значит, соглашалась выйти парой на рождественские гулянья. А если вскоре возвращалась в избу, это означало отказ.

Для защиты и счастливой доли

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Леонид Соломаткин. Славильщики-городовые. 1882. ГРМ

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е. Донецкий областной художественный музей

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни). 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

В день солнцеворота на Руси жрецы разгоняли злых духов воем, подносили гостям братину — особую ритуальную чашу для вина — и произносили заговоры. По всей избе выкладывали знак солнца, это, по поверьям, защищало дом от нечистой силы. С той же целью в порог втыкали топор, в притолоку — серп.

Кур кормили из правого рукава гречихой, чтобы начинали раньше нестись, а заснеженные яблони отряхивали от снега: считалось, что так они раньше зацветут. Еще протаптывали дорожки к рябине, стучали лаптем по стволу и приговаривали: «День солнцеворот, катись в огород, с огороди — на красное угорье, подымяся над нашим подворьем».

В заговорах просили Спиридона Солнцеворота о счастливой доле, умываясь на заре снегом или талой водой. Из века в век просьбы оставались неизменными: «мужа милого, деток славных, полный стол, богатый кошель, крепкие углы, женские радости».

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Приметы

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Оксана Архипова. Каляда. 2008. Фотография: arhipova-art.com

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX в. Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

Всеволод Иванов. Удачная охота. 2007. Фотография: rusgard.ru

Охотники на праздник Спиридона Солнцеворота старались в лес не ходить: по поверьям в этот день медведь в берлоге с бока на бок переворачивается. Другая примета — с какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия. Если ветки можжевельника сгибаются — жди метели, а если погода ясная — то солнечно будет и на Святки, и в Новый год.

На Спиридона гадали и о будущем урожае: ветер с разных сторон предвещал полные закрома. Присматривались в этот день и к птицам: если воробьи носили в гнезда пух и перья — жди морозов. Срезав ветку вишни, ставили в горшок с землей и поливали. Если на Рождество веточки зацветали — можно было ждать богатый урожай. Однако главной традицией в этот день было не только провести все важные обряды, но и хорошенько повеселиться и порадоваться прибывающему дню.

Теги:Публикации раздела ТрадицииТрадиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Славяне Х века жили в тесном контакте с природой, обожествляли природные явления и пытались управлять ими.","url":"https://www.culture.ru/materials/151806/verovaniya-na-rusi-do-kresheniya","@context":"http://schema.org","name":"Верования на Руси до Крещения","alternateName":"Верования на Руси до Крещения","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/606429.jpg","caption":"«,»width":630,"height":354},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2016-11-30T00:00:00.000Z","articleBody":«Русское государство в Х веке было молодым, городов было меньше, чем в Византии или в германских землях. Славяне Х века жили в тесном контакте с природой, поэтому неудивительно, что они обожествляли природные явления и при помощи ритуалов пытались управлять ими.Точных сведений о божествах и ритуалах славян немного: письменность появилась на Руси лишь в IX веке и распространилась далеко не сразу. До сих пор не найдено ни одного древнерусского документа того времени, который описывал бы верования древних славян. Большинство старинных берестяных грамот посвящены торговле: это частные письма, счета; значительно реже встречаются церковные тексты и фольклорные произведения. Практические все заключения историков основаны на свидетельствах византийцев, германцев и других «гостей» Руси, а также на ряде летописных источников, в которых иногда проскальзывают упоминания обрядов. Во время археологических раскопок часто находят идолов и ритуальные предметы, но как расшифровать их без текстовых описаний? Ученым остается только делать осторожные предположения.Пантеон славянских божеств был многочисленным и сложным. Помимо огромного количества сверхъестественных существ низшего порядка (оборотней, упырей, духов), славяне верили в высших богов, которые и управляли вселенной. Верховным божеством был Перун — бог грома, покровитель воинов. Почитались также бог скотоводчества и загробного мира Велес, бог неба Стрибог, женское божество Мокошь и другие. Храмов у славян-язычников, скорее всего, не было (хотя деревянные постройки могли не сохраниться), и ритуалы проводились под открытым небом, в лесу, на так называемых капищах. Реконструировать эти ритуалы сложно, но в этом помогают сохранившиеся до наших дней языческие обычаи.За многовековую историю совместного существования славянские языческие ритуалы тесно переплелись с христианскими обрядами, хотя государство и боролось против язычников. Некоторые обычаи сохранились до наших дней: празднование Масленицы, святочные гадания, подношение пищи на могилы умерших. В дни равноденствий и солнцестояний души умерших могли посещать дома потомков. Мертвые могли ходить по земле и в другой известный праздник — ночь на Ивана Купалу, который праздновали вплоть до начала ХХ века.На иллюстрации — Збручский идол, один из самых загадочных памятников славянской культуры. Три яруса идола, вероятно, изображают три мира: подземный, людской и божественный. Краковский археологический музей.»,

culture.ru