История елочной игрушки

Блестящие шары, забавные фигурки, гирлянды и бусы — новогоднюю елку всегда наряжали ярко. О том, какие игрушки мы унаследовали из дореволюционной России и как было принято украшать «правильную» коммунистическую ель, рассказывает «Культура.РФ».

История елочной игрушки

Чернышев А. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Сцены из семейной жизни императора Николая I

Елочная игрушка появилась в России примерно в 30-е годы XIX века. Традиция пришла из Германии. Поначалу украшения даже нельзя было назвать игрушками в современном понимании: на елку вывешивалось все, чем были богаты, — банты из дорогих тканей, крупные ювелирные украшения. Помните «Щелкунчика»? Елки украшали, как в сказке, — яблоками, конфетами, свечами. В 1880-е годы в Российской империи начали целенаправленно работать «на елку»: стали производить стеклянные бусы для украшения рождественского дерева. Первые игрушки из стекла изготовили в Клину во время Первой мировой войны: пленные немцы научили местных стеклодувов делать не только посуду, но и елочные шарики.

История елочной игрушки

Новогодняя дореволюционная открытка. Россия, до 1917 года

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)».
Из книги историка Аллы Сальниковой «История елочной игрушки»

После революции рождественскому великолепию почти пришел конец: с 1927 по 1935 год елочные игрушки перестали производить. Впрочем, долго Советская Россия без праздника не жить не захотела, и в 1935-м в газете «Правда» вышла статья с робким призывом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Рождественская елка довольно быстро переквалифицировалась в идеологически правильную коммунистическую новогоднюю ель — как и игрушки. Не прошло и двух лет после выхода статьи, как в Доме Союзов установили елку, украшенную шарами с портретами членов Политбюро. Самодельные же картонные игрушки, обернутые в фольгу фрукты и фигурки из ваты вместе с духом дореволюционного Рождества ушли в небытие. Зато на фабриках начали в промышленных масштабах выпускать стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Вифлеемская звезда на макушке елки быстро трансформировалась в кремлевскую пятиконечную. Время шло, и на стеклянных шариках сменяли друг друга портреты сильных мира сего.

История елочной игрушки

Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

История елочной игрушки

Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки тоже выпускались — правда, очень маленькими партиями: танки, солдаты, самолеты. После 1947 года 1 января снова объявили праздничным выходным днем, а елочные игрушки стали разнообразнее: на ветвях красовались всевозможные герои сказок, милые зверята. После выхода фильма «Карнавальная ночь» в моду вернулись стеклянные бусы. В 1960-е случился космический бум, и на всех елках страны появились космонавты, ракеты, спутники, планеты. Настоящие фрукты и овощи с елок пропали, зато появились стеклянные, как демонстрация сельскохозяйственных успехов Союза. При Никите Хрущеве была особенно популярна кукуруза, царица полей. Правда, с приходом к власти Леонида Брежнева она с елок практически повсеместно исчезла.

Примерно в это же время появились первые елочные гирлянды, и именно в 1960-х в Советском Союзе прекратилось кустарное изготовление елочных игрушек, а фабричное производство поставило на поток бесконечные пластмассовые снежинки, шишки и шарики.

Автор: Полина Пендина

Теги:Публикации раздела Традиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"История и современность коренного народа Карелии.","url":"https://www.culture.ru/materials/255063/samobytnaya-rossiya-livviki","@context":"http://schema.org","name":"Самобытная Россия: ливвики","alternateName":"Самобытная Россия: ливвики","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/3f486ad3eed7f56e479055588438ee81/3fecfa14011d1137daf5d53c8a965831.png","caption":"Самобытная Россия: ливвики","width":749,"height":562},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2019-10-22T13:20:43.687Z","articleBody":«Ливвики — один из трех коренных народов Карелии. Их столица находилась в старинном городе Олонец в 150 километрах от Петрозаводска, поэтому их часто называли «олонецкими карелами». Потомкам удалось сберечь культуру и письменность древних ливвиков, а их диалект сегодня изучают даже в детских садах. До наших дней сохранились и старинные традиционные постройки, которые можно увидеть в селах Южной Карелии или музее-заповеднике «Кижи». «Культура.РФ» рассказывает о самобытном народе Русского Севера.История карельского народа началась в IX веке. В это время на побережье Балтийского моря между Рижским и Финским заливами жили прародители современных карелов. Вместе с ними по северным берегам Ладожского озера поселились предки эстонцев и финнов. Позже здесь появились племена под названием кирьяла, образованным от слова karja — «стадо», от него и произошло слово «карелы».Как считают историки, самое раннее письменное упоминание ливвиков относится к VI веку. Из книги готского историка Иордана «О происхождении и деяниях гетов» известно о прибалтийско-финских народах, которых покорились королю остготов Германариху. Существует предположение, что ливвики — часть древнего финно-угорского племени ливов, которые мигрировали из современной Прибалтики в Приладожье. Их ближайшими родственниками считаются современные эстонцы.С XI века карелы начали передвигаться на Олонецкий перешеек, где сегодня находится город Олонец. Там стали образовываться южнокарельские группы, которые называли себя ливвиками. В XII столетии основные районы расселения карел — Приладожье и Межозерье — входили в состав земель Великого Новгорода. Столицей ливвиков стал древний Олонец, упоминание о котором сохранилось в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 года. В 1478 году при царе Иване III местность ливвиков присоединили к Московскому государству.В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича в Олонце построили крепость, которая стала форпостом в войне со шведами. Она состояла из 19 башен: самая высокая из них, Красная, была 32-метровой. В бастионе находилась церковь, амбары и дворы, в которых укрывались жители во время штурма. В 1741 году крепость сгорела, и ее больше не восстанавливали.В 1773 году императрица Екатерина II основала Олонецкую область, в которую вошли земли ливвиков. Город Олонец еще девять лет оставался ее столицей, а позже главным городом провинции стал Петрозаводск.В карельском языке существует три диалекта: ливвиковский, людиковский и северный. Они настолько отличались друг от друга, что здесь долгое время не было единого письменного языка. Лишь в 1980-е годы на основе северного и ливвиковского диалектов создали письменность. Ее начали преподавать в школах, появились книги, газеты и журнал Karjal Žurnualu.Сам ливвиковский диалект сформировался в IX веке нашей эры. Он состоит из западно-прибалтийских слов, которых нет в других карельских языках, и заимствованных — из языка древнего малочисленного финно-угорского народа вепсов, известного как чудь. Точных сведений о возникновении письменности у ливвиков не сохранилось, однако известно, что в XIX веке она существовала на основе кириллицы. В 1930-х годах ливвики создали алфавит из 28 букв на базе латиницы, который отличался от букв карельской азбуки.Сегодня на ливвиковском наречии говорят в Олонецком, Пряжинском, Питкярантском и немного в Суоярвском районах. Оно состоит из восьми местных диалектов и говоров, которые изучают в детских садах и школах.Этнографы записали у ливвиков известный карело-финский эпос под названием «Калевала», в который входит более 22 тысяч стихов и народных песен — рун. В нем содержатся важные сведения о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. Историки сравнивают «Калевалу» с древнейшим из сохранившихся памятников древнегреческой литературы — «Илиадой» Гомера.Традиционная карельская деревня состояла из домов-дворов. Обычно их строили у реки или озера, потому что для хозяйства всегда нужно было много воды. Под высокой кровлей располагались жилая изба, чулан, хлев, амбар, сеновал и баня. На нижнем этаже были сени, а на втором этаже жили люди. Такой тип постройки был распространен в северном климате: чтобы покормить скот, хозяева могли не выходить на мороз.Дома карел отличаются от среднерусских широким фасадом с пятью-шестью окнами. Такие и сегодня можно увидеть в южной части республики: поселке Большая Сельга, селах Ведлозеро, Келлю-Наволоке, а также в музее-заповеднике «Кижи», который представляет культуру ливвиков Пряжинского района южной Карелии. В основном все они построены в конце XIX — начале XX века. Этот период принято считать временем подъема карельского зодчества. Крыши и фасады украшали фигурной резьбой, чаще всего это были птичьи головы или очертания хвойных деревьев, которые особо почитали карелы-ливвики. Резьбу обычно раскрашивали белыми, желтыми, красными, зелеными и синими цветами.Древние ливвики занимались домашними промыслами и ремеслами, а также лесоразработками, извозом и коробейничеством. Так как вокруг были сплошные болота и озера, возделывать землю было нелегко. Часто карелы получали плохой урожай, поэтому им приходилось добавлять в хлеб сосновую кору — отсюда поговорка «Карел — кору ел».Дом для ливвиков был священным местом. Под одной крышей жили несколько поколений семьи. Мебель в карельской избе обычно была встроенной. Под потолком через всю избу висело бревно: на нем гнули полозья для саней или сушили сети. Как и в русской избе, в карельской был красный угол с иконами. Его также называли большим: здесь было место хозяина дома, где находилось орудие для вязания сетей и ящик с сапожными инструментами. Противоположный по фасаду угол называли задним и там хранились вещи женщин и детей: ткани, клубки шерсти, люлька.Обустройство дома карел-ливвиков оставалось скромным вплоть до середины XX века. Лишь с этого времени они начали клеить обои, вешать занавески и использовать керосиновые лампы.Карелы-ливвики. Девичий наряд. Олонецкий уезд Олонецкой губернии. Конец XIX — начало ХХ векаТрадиционную одежду шили из льна, шерсти и других доступных материалов, чтобы она была удобной и свободной. Национальный костюм карел-ливвиков XIX–XX веков напоминал севернорусский. От собственно карел он отличался необычными деталями одежды — рубахой с разрезом на спине и обувью с загнутым носом.Жительницы Южной Карелии носили туникообразную рубаху. На смену ей пришла одежда из двух частей, которую называли парой. Она состояла из юбки, сшитой из пяти или шести полотнищ, и приталенной кофты. В этом же районе носили несшитую юбку, которую собирали из поперечных или продольных полос полусукна. Поверх костюма повязывали передник. Повседневным головным убором обычно служили повязка и платок, а у замужних женщин — повойники. Старинные кокошники ливвиков украшали жемчугом.Мужской национальный костюм был не таким разнообразным. Ливвики носили рубаху-косоворотку из домотканого холста и пояс. Ее надевали навыпуск поверх холщовых или суконных штанов. На шею мужчины повязывали платок. В теплое время года карелы надевали шляпы, фуражки, а зимой суконные и меховые шапки. Из обуви они носили меховые сапоги койбы, сшитые из оленьей кожи; из собачьего меха делали рукавицы. Многие из национальных предметов одежды можно увидеть в Олонецком национальном музее им. Н.Г. Прилукина — единственном в мире музее карелов-ливвиков.Автор: Ирина Малахова»,

culture.ru