Николай II: биография в портретах

Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах.

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Николай II: биография в портретах

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе. Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина». Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Николай II: биография в портретах

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной. По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году (венчание сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и великого князя Сергея Александровича, — Прим.ред.), только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга — настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» — так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.

«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Николай II: биография в портретах

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера — полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.

«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Николай II: биография в портретах

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.

«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Николай II: биография в портретах

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой — и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах».

«Торжественное заседание Государственного Совета» Ильи Репина (1903)

Николай II: биография в портретах

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.

«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Николай II: биография в портретах

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.

«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Николай II: биография в портретах

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт написал известное стихотворение «Наш царь»:

Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима,
Наш Царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно. Наш Царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.

«Царь Николай II» Бориса Кустодиева (1915)

Николай II: биография в портретах

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы…Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.

Автор: Лидия Утёмова

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Взглянем на произведения искусства, посвященные этому государю.","url":"https://www.culture.ru/materials/120581/devyat-likov-imperatora-nikolaya-i","@context":"http://schema.org","name":"Девять ликов императора Николая I","alternateName":"Девять ликов императора Николая I","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/475004.jpg","caption":"«,»width":666,"height":374},"articleSection":"Публикации раздела Музеи","datePublished":"2016-07-06T00:00:00.000Z","articleBody":«Во время правления императора Николая I Российская империя переживала свой золотой век. Взглянем на произведения искусства, посвященные этому государю. Рассказывает Софья Багдасарова.На «Портрете Павла I с семьей» будущий император изображен в компании родителей и братьев с сестрами. Никто тогда не знал, какая судьба уготована этому мальчику в белом костюме с голубым поясом, жмущемуся к коленям матери. Ведь он был всего лишь третьим сыном — и только череда случайностей и неудачных браков старших братьев обеспечила ему трон.Николай стал императором в возрасте 29 лет, после смерти старшего брата Александра I и отречения следующего в очереди Константина. Как и все мужчины своего рода, он был очень увлечен военным делом. Впрочем, для хорошего государя той эпохи это не было недостатком. Да и форма ему очень шла — как и старший брат, он считался настоящим красавцем.Разумеется, Николай любил и лошадей, причем был ласков и с «отставниками». От своего предшественника он унаследовал двух ветеранов Наполеоновской войны — мерина Толстого Орловского и кобылу Аталанту, получавших персональную царскую пенсию. Эти кони приняли участие в церемонии похорон Александра I, а потом новый император отправил их в Царское Село, где были построены Пенсионерские конюшни и создано кладбище для лошадей. Сегодня там 122 захоронения, в том числе Флоры — любимой лошади Николая, на которой он ездил под Варной.На картине Григория Чернецова запечатлен парад по случаю подавления Польского восстания 1830–1831 годов. Император изображен в числе примерно 300 персонажей картины (почти все известны по имени — в их числе Бенкендорф, Клейнмихель, Сперанский, Мартос, Кукольник, Дмитриев, Жуковский, Пушкин и т. д.). Разгром этого мятежа был одной из тех военных операций Русского государства, которые создали ему мрачную репутацию в Европе.Императора подозревали в сильном пристрастии к противоположному полу, но, в отличие от своего предшественника и наследника — Александра I и Александра II, брата и сына, он никогда не выставлял свои связи напоказ, не удостаивал никого признанием в качестве официальной фаворитки и был чрезвычайно деликатен и уважителен по отношению к своей жене. При этом, по воспоминаниям барона Модеста Корфа, «император Николай был вообще очень веселого и живого нрава, а в тесном кругу даже и шаловлив».Увы, в отличие от батюшки, Николай не стал заказывать классического семейного портрета. Императора с супругой, шестью из семи его детей (кроме дочери, бывшей замужем за границей) и зятем можно увидеть на костюмированном портрете с загадочным названием «Царскосельская карусель». Члены семьи императора, наряженные как средневековые рыцари и их прекрасные дамы, изображены тут в сценке из маскарадного турнира, которым баловались в резиденции.Император, как и другие члены династии, считал своим долгом лично опекать петербургские учебные заведения — в первую очередь Смольный институт благородных девиц и Морской кадетский корпус. Помимо долга, это было и удовольствием. Среди детей, взрослевших без родителей, Николай мог по-настоящему расслабиться. Так, плешивый (подобно Александру I), он всю жизнь франтился и носил тупей — небольшой паричок. Но когда у него родился первый внук, как вспоминал один бывший кадет, Николай приехал в корпус, подбросил в воздух накладку с плешки и заявил обожавшим его детям, что поскольку теперь он стал дедушкой, то больше надевать тупей не станет.На картине кисти Виллевальде император запечатлен в компании самого живописца, наследника (будущего Александра II), а также мраморного бюста старшего брата. Николай часто посещал мастерскую этого батального художника (о чем свидетельствует еще один портрет, на котором хорошо виден огромный рост царя). Но любимым портретистом Николая был Франц Крюгер. Про их общение есть горький исторический анекдот, характеризующий мрачное настроение правителя в последние годы.Смерть императора, силы которого были подорваны неудачной Крымской войной, потрясла современников. Фрейлина Анна Тютчева, дочь поэта, вспоминала, как поехала обедать к своим родителям и застала их под очень сильным впечатлением. «Как будто нам объявили, что умер бог», — сказал тогда ее отец со свойственной ему яркостью речи.»,

culture.ru