Биография Деда Мороза

Зимних дел мастер. Снега намести, лютым льдом реку сковать, унылый зимний лес серебром присыпать. Столь грозную силу природы в язычестве нарекли божеством — повелителем холода. С веками славяне к суровому деду приноровились, даже научились его задабривать, а в ХХ веке и вовсе поставили образ на службу новогоднему празднику. Изучаем биографию Деда Мороза с Натальей Летниковой.

Как ни зови мороз — сам явится

Биография Деда Мороза

Герман Травников. Зимняя сказка. 1983

Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество, покровитель бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем хлопья снега. Или Зимник — беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет — стужу за собой оставит, свиту приведет. Попутчики под стать хозяину — птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти. Длинными зимними вечерами предки наши придумали имен «прародителю» Деда Мороза множество. Главное — суровый нрав.

«Фольклорный элемент»

Биография Деда Мороза

Герман Травников. Морозко. 1989

Биография Деда Мороза

Ирина Большакова. Иллюстрация к сказке «Морозко». 1936

Биография Деда Мороза

Иван Билибин Иллюстрация к сказке «Морозко». 1932

Морок — славянский бог лжи и обмана, а еще повелитель лютого холода. Нависал туманом над снегом, насылал стужу. По одной из версий, по имени древнеславянского духа и назван впоследствии Мороз. Растрепанный старик, превращающий людей в ледяное изваяние. Встретишься с таким и невольно «упадешь в обморок».

Трескунец и Студенец — новые имена для духа зимы и первые попытки задобрить сурового хозяина холода, а заодно и образ неопрятный подправить. На посохе у Трескунца по преданию была голова быка — символ плодородия.

Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. Известный собиратель русского фольклора Александр Афанасьев включил в свой сборник сразу две истории — Новгородской и Курской губернии. Всего же исследователи насчитали до 40 русских вариантов сказки о Морозко.

Литературный образ

Биография Деда Мороза

Борис Кустодиев. Иллюстрация к поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос». 1921

Биография Деда Мороза

Владимир Конашевич. Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». 1954

Биография Деда Мороза

Борис Кустодиев. Иллюстрация к поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос». 1921

Писатели вплетали в свои произведения эти сказания, предания, поговорки. Суровый дед добрел век от века, и вот уже не Трескун и Карачун, а благородный Мороз Иванович. Так уважительно прозвал главного героя своей сказки Владимир Одоевский.

Не только зимой управлять, но и наставлять призван дедушка. Попали через колодец в ледяную страну Рукодельница и Ленивица. Поработать смогли и подарки получить. Не просто к празднику, а по заслугам. «Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется», — рассказывает автор. С момента издания сказки в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» прошло уже 175 лет, а истина — как новая.

Народные обычаи, суеверия и заклинания… но от добра и следа не осталось. Только правда жизни. История в стихах, рассказанная Николаем Некрасовым. Бедная вдовая крестьянка Дарья отправилась за хворостом в лес, где и встретился ей на беду Мороз, Красный нос. Хоть характер у Дарьи и боевой, а горе подкосило, и Мороз-воевода, как в старые языческие времена, оказался немилосерден… Отсюда и печальный финал. «А Дарья стояла и стыла/ в своем заколдованном сне».

Практическая сторона

Биография Деда Мороза

Константин Сомов. Ряженые. 1929. Частное собрание

Биография Деда Мороза

Константин Юон. Пляска свах. 1912. Частное собрание

Биография Деда Мороза

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864. ГРМ

Чем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. Аграрная истина, что прошла проверку тысячей урожаев. Снег — в ведении хозяина зимы. Вот на Руси в Святки — в Чистый четверг, накануне Рождества, в Васильев вечер и проводили обряд «кликанья Мороза». В разных губерниях свой день выбирали.

Приглашали хозяина зимы на трапезу с просьбами «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», намекая таким образом, что летом мороз никто не ждет. «А летом не ходи, огурцы не съедай/ Росу не убивай и ребятишек не гоняй», — приговаривали в Псковской области, попутно угощая Мороза кутьей, блинами, овсяным киселем. Оставляли угощение на крыльце или окне, а в Московской губернии — зазывали Мороз в открытую печную трубу.

В Рязани потчевали Мороз во время Колядок. При обходе дворов колядовщики требовали угощение и «чарочку»: «Не поднесешь чарочку — я преподнесу тебе палочку: я — Мороз — и помолочу твой овес». Такие угрозы сто лет назад находили живой отклик у хозяина дома.

Провожали Мороз с почестями при встрече весны. В Новгородской губернии пекли 40 «орехов» из ржаной и овсяной муки, угощали Мороз с предложениями «убраться подобру-поздорову». Обычай перекликается с приметой — после 9 марта бывает 40 ночных заморозков.

«Заведующий» ёлкой

Биография Деда Мороза

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Биография Деда Мороза

Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Биография Деда Мороза

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ

Оставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы, на первый план вышел образ Мороза-воеводы — хозяина зимнего леса и волшебника с царством ледяных алмазов, жемчуга и серебра. В праздничную рождественскую суету сначала пытались вписать «Старого Рупрехта» и «дедушку Николая». Деду Морозу всего чуть более ста лет. Рождественский обычай западных стран дополнил обрусевший образ: в шубе и валенках, с длинной белой бородой и посохом. Разлетелся по всей стране Дед Мороз с новогодними открытками.

«Ты на ёлку бусы кинешь, / Золотые нити. / Ветки крепкие раздвинешь, / Крикнешь: «Посмотрите!». / Крикнешь ты, поднимешь ветку, / Тонкими руками… / А уж там смеется дедка / С белыми усами», — писал Александр Блок в 1906 году.

Успел побывать сказочный волшебник и в опале — в разгар антирождественской кампании 1920-х годов был признан «продуктом антинародной деятельности капиталистов».

«Вылитый сказочный «Дед Мороз» / С елкой под мышкой саночки вез, / Санки с ребенком годочков пяти. / Советского тут ничего не найти!», — утверждал поэт Демьян Бедный.

Уже спустя десятилетие новогодний волшебник вновь вернулся на детские праздники. В 1937 году Дед Мороз со Снегурочкой — символом застывших вод — были главными хозяевами праздника в Доме Союзов.

Сегодня у хозяина веселого праздника множество адресов — от Москвы до Великого Устюга. Добрый Дед не только получает письма и приносит подарки за хорошее поведение, но и помогает справиться со злыми силами — на новогодних представлениях. Современный Дед Мороз — волшебник многоликий, начиная от Санта Клауса, которого любят дети в Англии, Австралии и Америке, до японского Сегацу-сан и колумбийского Папы Паскуаля. Не в любой точке мира от национального Деда Мороза ждут снега, но вот подарков — непременно.

Теги:Публикации раздела Традиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"От свеч и яблок к шарам из фетра и лоскутов.","url":"https://www.culture.ru/materials/75642/istoriya-elochnoi-igrushki-v-rossii","@context":"http://schema.org","name":"История елочной игрушки в России","alternateName":"История елочной игрушки в России","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/287643.jpg","caption":"«,»width":640,"height":421},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2015-12-23T00:00:00.000Z","articleBody":«В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек. Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.»,

culture.ru