Дореволюционная реклама

Во второй половине XIX века вошла в моду забота о здоровье и личной гигиене. Любой мог зайти в аптеку и купить порошки для мгновенного похудения, мыло от веснушек и почти волшебные жидкости, способные обратить лысины в буйные кудри. Портал «Культура.РФ» изучил рекламные объявления в дореволюционных журналах и узнал, что можно было приобрести в аптеках и магазинах той эпохи.

Правильное питание

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

В начале XX века в аптеках и аптечных магазинах (которые больше были похожи на хозяйственные магазины) появились пищевые добавки. Также здесь хозяйка могла приобрести лаки и порошки для окрашивания яиц, ваниль — в палочках и толченную с сахаром, шафран, корицу, фруктовую эссенцию, кардамон, винный уксус.

Производители нередко играли на любви потребителя ко всему иностранному, поэтому приписывали продуктам заграничное происхождение. В то время можно было купить не только французскую минеральную воду «Виши», но и бразильское мыло да Коста, французский одеколон и английские пилюли от бессонницы.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама продуктов здорового питания.

Пищевые добавки, которые пользовались спросом у потребителей, нередко подделывали. Поэтому в объявлениях часто предупреждали, что покупать продукцию нужно только в проверенных аптеках и магазинах.

Большое внимание уделяли личности самого фармацевта — средство часто называли по имени того, кто его придумал. Аптекарям в XIX веке реклама помогала не только увеличивать продажи, но и поддерживать репутацию образованного человека, у которого есть собственные изобретения.

Из продуктов питания на страницах журналов чаще всего мелькали диетические препараты доктора Ламанна, американская овсянка «Геркулес» в коробках, «вкусный мясной бульон» «Магги» в кубиках.

Декоративная и лечебная косметика

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Если в наше время женский стандарт красоты диктует легкий загар, то в конце XIX века дамами почиталась белизна кожи. Лицу женщины полагалось быть не только белым, но и чистым — веснушки, экзема и краснота были недопустимы. В аптеках появился огромный выбор лечебной и декоративной косметики.

Уже тогда женщины вели активную борьбу с признаками старения. Для этого они использовали не только крема и всевозможные притирания, но и сложные агрегаты. Например, популярностью пользовались паровые ванны компании «Ралле и Ко».

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама декоративной и лечебной косметики.

Дореволюционная реклама косметики отличалась от рекламы лекарственных средств ярким и изящным оформлением. Того требовал только что вошедший в моду стиль модерн. Образ женщины в рекламе стал своего рода гарантом высокого качества продукта. Нарисованных в объявлениях девушек скоро стали воспринимать как эталоны красоты.

Плакаты, этикетки и объявления в журналах должны были выглядеть дорого, поэтому к работе над ними даже привлекали именитых художников: Михаила Врубеля, Константина Коровина, братьев Васнецовых. Композиция иллюстраций была одинакова: на них изображали женщин с правильными чертами лица и дружелюбными улыбками. Персонажи демонстрировали полную удовлетворенность рекламируемым продуктом.

Средства для ухода за волосами, бородой и усами

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Здоровые и ухоженные волосы были мечтой не только каждой женщины, но и каждого мужчины. В то время популярность обрели помады для укладки, эликсиры, притирания, фиксаторы, душистые масла и различные настои для роста волос.

По моде конца XIX — начала XX века мужчины носили пышные усы и бороды. Помады для них изготавливали на основе масел — оливкового, миндального и пальмового. К основе добавляли воск, масло какао и иногда парафин. Аромат такому средству придавали цветы — розы, герань, жасмин, резеда, гиацинты.

От выпадения волос покупателям рекомендовали разные воды. Чаще всего они представляли собой слабые растворы мыла, поташа, аммиака, в которые добавлялось небольшое количество эфирного масла или спирта.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама средств ухода за волосами, бородой и усами.

Производители всех подобных средств заверяли, что использование их продукта не только заставит даже самую безнадежную лысину покрыться роскошными локонами, но и предупредит появление седины, вернет естественный цвет волос. Причем вне зависимости от возраста того, кто его применит. Когда подобные средства не помогали и седина не отступала, мужчины и женщины прибегали к помощи краски для волос.

Лекарственные препараты

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама лекарственных препаратов.

Низкий уровень гигиены и неправильное питание поспособствовали тому, что желудочно-кишечные заболевания стали бичом Российской империи. Поэтому большая часть лекарственной рекламы начала XX века приходилась на соответствующие средства.

Реклама «Ара» была по-своему уникальна — объявление публиковали в журнале «Природа и люди» на протяжении всего 1908 года, и оно практически никогда не повторялось. То есть было создано более 40 разных рекламных объявлений этого слабительного.

Оформляли рекламу лекарственных средств очень разнообразно. Чтобы привлечь внимание читателя, использовали впечатляющие элементы: указующие персты; руки, разворачивающие свиток с рекламным объявлением; набранные очень крупным шрифтом первые слова текста.

Если в 1860–70-х в рекламе использовались простые штриховые рисунки, то в начале XX века появились настоящие сюжетные картинки. Часто они выполнялись в сложной технике: рекламодатели становились более требовательными, а рекламные художники — более профессиональными.

Технические устройства

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама технических устройств.

Дореволюционная реклама

Дореволюционная реклама технических устройств.

Помимо собственно лекарств, в аптеках продавали медицинский инвентарь: дезинфекционные средства, перевязочный материал, хирургические инструменты и предметы ухода за больными.

Можно было купить в аптекарских магазинах и вещи, не имеющие никакого отношения к медицине: лаки и краски для ремонта, табак, фейерверки, фотографические принадлежности, компасы, бинокли, очки, пенсне и многое другое.

Нередко в аптечном магазине продавались и совсем экзотичные товары. Например, музыкальные инструменты — мандолины, гитары, балалайки, граммофоны и пластинки, велосипеды, посуда и рыболовные принадлежности.

Автор: Дарья Лёгкая

Теги:Публикации раздела Литература

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Первая детская сказка Корнея Чуковского отмечает юбилей.","url":"https://www.culture.ru/materials/138750/krokodilu-ispolnilos-sto-let","@context":"http://schema.org","name":"Крокодилу исполнилось сто лет «,»alternateName":"Крокодилу исполнилось сто лет «,»image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/557525.jpg","caption":"«,»width":500,"height":281},"articleSection":"Публикации раздела Литература","datePublished":"2016-10-05T00:00:00.000Z","articleBody":««Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем» (Корней Чуковский). Первая детская сказка Чуковского отмечает юбилей. Историю появления Крокодила в детской литературе узнаем с Натальей Летниковой.Стихотворная сказка о рептилии навеяна стуком колес. Заболел маленький сын Чуковского — Коля. Было это в Хельсинки. И как вспоминал сам Корней Иванович, по дороге домой, в поезде, надо было отвлечь ребенка от капризов и боли. «Поэтому я тараторил, как шаман…» Так и родились известные строки: «Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил»… А публицист, литературный критик, переводчик, журналист стал еще и «дедушкой Корнеем». Автором детских бестселлеров из жизни животного мира — хотя сам и не предполагал, что эти строчки будут иметь отношение к искусству.Выздоровев, мальчик попросил историю повторить. А Максим Горький заказал для альманаха «Ёлка» сказку — в духе «Конька-Горбунка». Тут Чуковский и вспомнил про «Крокодила». Иллюстрации сделал Ре-Ми, он же Николай Ремизов. Художник ввел в историю образ автора, благодаря чему ребята знали в лицо «дедушку Корнея». Пока сборник готовился к печати, сказку уже напечатал журнал «Для детей».Изначально Крокодил говорил по-немецки, но цензура исправила язык на турецкий. Издавалась история под названием «Ваня и Крокодил» в детском приложении к журналу «Нива». Большим тиражом вышла в 1919 году — как «Приключение Крокодила Крокодиловича». Раздавали книжку почти бесплатно. «Старой-престарой сказкой» назвали детскую поэму при очередном переиздании после 20-х годов, когда Петроград времен Первой мировой войны остался в прошлом — вместе с дореволюционными полицейскими и городовыми.«Мои крокодилиады» — называл Чуковский свой большой набор детских сказочных поэм. Крокодил проходит красной нитью через детское творчество литератора: гуляет в «Мойдодыре» по аллее — уже в истории, рассказанной для дочки Мурочки; в «Телефоне» просит у автора галоши; благородно помогает Айболиту в сказке «Бармалей»; глотает светило в «Краденом солнце».Сказки эти стали столь популярны у детей, что обрастали историями. Якобы на дне рождения Чуковского подошел к юбиляру Никита Хрущев со словами: «Вот кого я ненавижу! Придешь с работы усталый, а внуки с вашими книжками: «Дед, читай!» И так читала — вся страна.«Тайно ревную свои взрослые книги к детским. Я уверен, что моя книга о Горьком лучше «Мойдодыра» и книга о Некрасове лучше «Крокодила». Но этому никто не верит», — сокрушался литератор. «Крокодила» после издания купили родители 250 тысяч мальчишек и девчонок, а «Некрасова» — едва раскупили две тысячи книг.Оказавшись при почетном статусе «дедушки Корнея», Чуковский завел в Переделкино традицию — для местной детворы и дачников устраивал праздники. Костер «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». Собираются на них на переделкинской даче-музее и по сей день. Подбросить поленьев в литературный огонь приезжают Эдуард Успенский, Юрий Энтин, Андрей Усачев… Фестиваль детской литературы имени Чуковского проводят преемники и коллеги, продолжатели славного дела «дедушки Корнея».«Мы стараемся сохранять традиции Чуковского, а они скорее говорят о том, что это веселая поэзия — это игра в слова, игра в буквы, игра в поэзию, то есть это игровая поэзия, где важен эквилибр, где важен смех, где важны какие-то эксцентрические обстоятельства, которые доступны почти каждому из тех, кто участвует в нашем фестивале», — говорит Сергей Белорусец, председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.Фестиваль поэзии Чуковского проводится уже десять лет. По сути, это большая игра для тех, кому от «двух до пяти», и тех, кто время от времени смотрит на мир детскими глазами. Как заметили в Союзе писателей, литература для детей в последние годы прирастает женскими авторами. Мамы включаются в жизнь по детским правилам — танцы, песни, а бывает, и стихи.«Дети все видят в ярких красках, и хочется поддержать и не разочаровать ребенка, которому в стихотворении должно быть все понятно, интересно, увлекательно и незанудно — это главное!» — уверена поэтесса Галина Балебанова.В общем, все как в ребячьей жизни, про которую писал Корней Иванович Чуковский, где умывальник — «мочалок командир», от лисичкиной спички может запылать море и «чудо-дерево» вырастет в любой подходящий момент.»,

culture.ru