Петр I: коллекционер, исследователь, художник

До 8 марта 2020 года в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля работает выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Она объединяет более 200 экспонатов из музеев России и Европы. Экспозиция открывает серию мероприятий к 350-летию со дня рождения императора, запланированных по всей стране в 2019–2022 годах. Портал «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспонатах выставки и историях, которые с ними связаны.

Царский загранпаспорт

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

«Грамота свидетельствованная (Паспорт) царя Петра I на имя Петра Михайлова для поездки в составе Великого посольства в Европу». Москва, февраль 1697 года. Российский государственный архив древних актов, Москва

Петр I долгое время планировал поездку в Европу, однако путешествовать собирался инкогнито. Поэтому отправился за рубеж как Петр Михайлов, урядник Преображенского полка, в компании Гаврило Копытина и еще 22 человек.

Чтобы поездка прошла спокойно, Посольский приказ выдал урядникам документ, написанный от имени Петра I на дорогом «александрийском» листе с красной восковой печатью. Эта царская грамота обеспечивала беспрепятственный и безопасный проезд по суше и морю в европейских странах.

В ходе путешествия Петр I посетил Голландию, где постигал искусство кораблестроения и даже получил «Аттестат корабельного мастера» за искусную работу корабельным плотником при возведении фрегата «Святые апостолы Петр и Павел». А свои впечатления о тайной поездке передал в записной книжке.

Рисунок Петра I

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Торжество христианства над мусульманством. Амстердам, 1698 год. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Офорт «Торжество христианства» был первым опытом Петра I как художника. Во время Великого посольства царь обучался искусству графики у голландского гравера Адриана Шхонебека. Как гласит надпись, «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании».

За основу рисунка Петр взял композицию медали, посвященной первой победе над Крымским ханством — взятию русскими войсками турецкой крепости Азов в 1696 году. Автором медали был голландский медальер Ян Боскам, который изобразил крылатую Победу стоящей на военных трофеях с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Во время своего европейского путешествия Петр I познакомился со многими голландскими и английскими художниками и решил коллекционировать живопись.

Шпоры Карла XII

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Шпоры. Швеция, конец XVII — начало XVIII века. Музеи Московского Кремля, Москва

Один из военных трофеев Северной войны попал в Россию из личной коллекции Филиппа Богуслава фон Шверина. Граф служил в шведской армии и, когда в 1718 году во время осады крепости Фредриксхальд король Карл XII погиб от случайной пули, был рядом с ним. Фон Шверин сохранил оловянный стакан, из которого король пил за ужином перед трагическим инцидентом, шпоры с его ботфортов и собственные перчатки, испачканные кровью Карла.

В 1728 году граф фон Шверин поступил на военную службу в Российскую империю. После его смерти в 1734 году мемориальные вещи графа передали в Кунсткамеру, а в 1849 году — в московскую Оружейную палату. Однако музейная подпись о том, что эти предметы принадлежали Карлу II, затерялась. Позже королевский артефакт опознали случайно: в Кунсткамере обнаружили «Рисунок шпор, принадлежавших Карлу XII» 1730-х годов.

Портрет Петра I перед свадьбой царевича Алексея

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Ян Купецкий. Портрет царя Петра I. Карлсбад, Торгау, 1711 год. Собрание семьи Карисаловых

Словацкий портретист Ян Купецкий написал портрет Петра I во время его путешествия по германским землям. Осенью 1711 года император провел три недели в Карлсбаде, где лечился целебными водами. А затем уехал в городок Торгау — на свадьбу сына, царевича Алексея, и Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Однако брак не принес им счастья: немецкая принцесса скончалась в 1715 году после тяжелых родов, а царевич умер в 1718 году в заточении в Петропавловской крепости.

Купецкий создал несколько портретов Петра I. Хотя царь и перечислил ему из Посольской походной казны деньги, оригиналы в Россию так и не попали. Живописец заболел и не смог передать их в нужное время русскому послу. Картины остались во владении брауншвейгских герцогов, а в России стали известны только по гравюрам отечественных мастеров. Представленный в экспозиции портрет исследователи обнаружили в замке тестя царевича Алексея в бельгийском городе Бланкенберге.

Автограф Ньютона

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

«Черновик письма президента Лондонского Королевского общества Исаака Ньютона князю Александру Даниловичу Меншикову с извещением о его избрании в члены общества». Лондон, октябрь 1714 года. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук, Санкт-Петербург

На выставке представлен единственный автограф Исаака Ньютона, хранящийся в России. В 1703–1727 годах знаменитый ученый был президентом Лондонского королевского общества, и, когда Александр Меншиков первым из российских подданных в 1714 году стал членом британского научного сообщества, Ньютон лично поздравил князя.

С тех пор как Королевскому обществу стало известно, что Царь, Ваш император, продвигает искусства и науки в своих владениях и что Вы своим личным служением особенно помогаете Ему… нам всем чрезвычайно приятно было узнать из рассказов английских коммерсантов, что Ваше Превосходительство желает и заслуживает быть избранным в члены нашего Общества по причине Ваших высоко просвещенных принципов, Вашего сочувствия науке и любви к нашей нации.

Черновик послания на латинском языке Лондонское королевское общество купило на аукционе «Сотбис» и в 1944 году подарило Академии наук СССР. Так британские ученые выразили признательность Советскому Союзу, который в 1943 году, несмотря на трудности военного времени, широко отпраздновал 300-летие со дня рождения Ньютона.

Жемчужная фигурка Августа Сильного

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Два мавра с верблюдом. Около 1700–1705 годов. Сокровищница «Зеленые своды», Государственные художественные собрания Дрездена. Дрезден, Германия

В экспозиции можно увидеть одно из изысканных украшений Дрезденской кунсткамеры — фигурку «Два мавра с верблюдом» из собрания немецкого князя, саксонского курфюрста Августа II Сильного. Он за свою жизнь собрал 65 подобных статуэток из барочного жемчуга. «Двух мавров» приобрел в 1705 году тайный советник Августа, барон Георг фон Рехенберг.

Верблюд везет не только человека, но и баул с тремя крохотными золотыми бутылочками. Эмалевая миниатюра снизу изображает темнокожую женщину, разбирающую ларцы с фарфором и драгоценностями.

Основанная в 1586 году Августом I Дрезденская кунсткамера чрезвычайно заинтересовала Петра. В 1698 году он всю ночь осматривал устройство музея. Вернувшись туда в 1711 году, Петр заперся в новых зданиях Кунсткамеры на целый вечер. Впечатленный коллекциями Августа Сильного, государь начал собирать собственные, а в 1714 году на основе минералогических, биологических, анатомических, художественных собраний и фонда научных инструментов создал свою Кунсткамеру — первый российский музей, открытый для всех подданных империи.

Экзотическая акварель

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Мария Сибилла Мериан. Момбин желтый, или ямайская слива, и бабочка Эузеласия. Амстердам, 1701–1702 годы. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук, Санкт-Петербург

В экспозиции можно увидеть оригинал гравюры, опубликованной в книге «Метаморфозы суринамских насекомых» Марии Сибиллы Мериан в 1705 году. Историки считают это издание первым иллюстрированным трудом об экзотических насекомых и стадиях их развития.

Мария Сибилла Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. А с 1699 по 1701 год путешествовала по голландской колонии Суринам на северо-востоке Южной Америки. Оттуда она привезла обширные коллекции чучел крокодилов, игуан, черепах, а также эскизы экзотических растений и животных. Она рисовала их на тонком выбеленном пергаменте, уделяя большое внимание деталям. По этим насыщенным рисункам знакомились с флорой и фауной Западного полушария, а еще по ним обучали учеников Рисовальной школы Академии наук.

Эту акварель вместе с 254 «Пергаминовыми листами» для Петра I приобрел хранитель петербургской Кунсткамеры Роберт Арескин в Амстердаме. Царь отдал за роскошную коллекцию 3000 голландских гульденов, или 1200 ефимков. «Ефимками» называли серебряные «йоахимсталерские монеты», которые изготавливали в чешском городе Йоахимсталь, а в Российском государстве их надчеканивали и использовали как собственные монеты.

Золото кочевников

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Ажурная поясная пластина с драконами. Сибирь, II–I тыс. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прямоугольная золотая пластина с инкрустациями черного камня, сердолика и непрозрачного стекла входит в так называемую «сибирскую» коллекцию Петра I. Ее предметы чаще всего находили в ходе грабительских раскопок курганов древних кочевников Евразии — «бугров». Чтобы перевести авантюрные походы за золотом племенной знати в научное русло, Петр ввел первые законы по охране памятников старины и организовал в 1720-е годы археологическую экспедицию Даниэля Готлиба Мессершмидта.

Поясная бляха с изображением причудливых рогатых монстров и стилизованного древа жизни была не только украшением, но и оберегом евразийских кочевников. А после смерти гарантировала владельцу сохранение социального статуса и в загробном мире.

Эта пластина попала к Петру I в декабре 1716 года, когда сибирский губернатор князь Матвей Гагарин прислал царю из Тобольска вторую партию «могильного» золота — 122 предмета из 56 различных мест.

Китайская заводная игрушка

Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Всадница на коне. Китай, не позднее 1722 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петра I долгое время интересовал Китай и его культура. После заключения в 1689 году Нерчинского договора по утверждению границ между Русским царством и империей Цин, китайский император Канси передал императору богатые дары: шелковые ткани, седла, стремена, драгоценные сосуды. Постепенно Петр стал дополнять коллекцию любопытными вещами, которые заказывал посланникам на Востоке. В результате почти треть первоначального фонда Кунсткамеры составляли именно китайские предметы.

Эту игрушку из посеребренной жести и слоновой кости, украшенную кораллами и перьями зимородка, привез в Петербург из Пекина посол Лев Измайлов в 1722 году — и она работает до сих пор. Механизм заводят ключом и пружинкой: фигурка начинает двигаться по кругу. Исследователи считают, что «Всадница на коне» была частью игрушечного заводного оркестра.

Портал «Культура.РФ» благодарит куратора выставки, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля, доктора исторических наук Ольгу Владимировну Дмитриеву за помощь в подготовке материала.

Теги:МузеиПубликации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Истории «брильянтового князя», исследовательницы зороастрийцев, жены декабриста и других.n","url":"https://www.culture.ru/materials/254347/iz-zhizni-russkikh-aristokratov","@context":"http://schema.org","name":"Из жизни русских аристократов","alternateName":"Из жизни русских аристократов","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/7fd2c3c70cf6455d1ec2f74a26c20230/4a4f2b3316d2be9e438319259fe1dce3.png","caption":"«,»width":994,"height":745},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2019-04-11T07:20:36.385Z","articleBody":«До 12 августа в Государственном историческом музее открыта выставка «Аристократический портрет в России XVIII — начала XX века». 120 старинных картин поступили в музей в разные годы из бывших родовых портретных галерей старинных княжеских родов. Портал «Культура.РФ» рассказывает о необычных случаях из жизни героев этих портретов: как расшитый золотом мундир спас жизнь князю Куракину, почему братья Орловы заказали художнику два одинаковых портрета и зачем Зинаида Юсупова перевоплотилась в русскую боярыню.Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1752–1818), вице-канцлера (1796–1798), президента Коллегии иностранных дел (с 1801 года), посла в Париже (1809–1812).
Написан в 1790 году, холст, масло.
Художник: Жан Луи Вуаль (1744–1806).
Собрание Государственного исторического музея.
Александр Куракин был известным русским дипломатом и послом в Париже, принимал участие в заключении Тильзитского мира с Наполеоном. Считается, что именно князь Куракин ввел принцип сервировки стола a la russe — когда блюда подаются поочередно и уже разложенными порционно. Этот принцип к середине XIX века распространился по всей Европе. Куракина часто называли «брильянтовым князем» за любовь к пышности и роскоши.

В свете говорили, что каждое утро камердинер выносит ему специальный альбом с кусочками материи, и по ним князь выбирает, какой мундир наденет сегодня и какие аксессуары подберет. Сохранилась история и о том, как в 1810 году Куракина от неминуемой гибели в пожаре спас именно мундир: золото на костюме нагрелось, но не расплавилось и послужило князю защитой от огня. Куракин хоть и получил многочисленные ожоги и лишился бриллиантов на сумму 70 тысяч франков, все же сохранил себе жизнь.Портрет графини Ольги Александровны Строгановой (1857–1944), в замужестве княгини Щербатовой.
Написан в начале 1860-х годов, холст, масло.
Художник: Иван Макаров (1822–1897).
Собрание Государственного исторического музея.
Искусствоведы долгое время спорили, кто же изображен на этом портрете — мальчик или девочка. Определить это по костюму невозможно, так как раньше мальчиков в детстве также одевали в платья. Ольгу выдала ее большая шляпа с перьями и лентами.

В 1879 году Ольга Строганова вышла замуж за Александра Щербатова. Вместе супруги совершили множество путешествий, в которых суммарно провели около 17 лет: побывали на арабском Востоке, посетили Индию, Цейлон и Сингапур и даже пересекли на лошадях Сирийскую пустыню. На долю Ольги выпало множество опасных приключений: пленение дикими бедуинами, изучение индуистских храмов и обрядов зороастрийцев. Их княгиня описала в нескольких книгах: «По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890–1891 годов с двумя дополнительными главами о религии и архитектуре Индии», «В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893 года» и «Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900 году)».

Из поездки по Сирии и Северо-Аравийской пустыни супруги вместе с братом Ольги Сергеем привезли 15 породистых арабских лошадей, которых планировали разводить. Специально для теплолюбивой породы Строганов организовал Терский конезавод на Северном Кавказе, который существует до сих пор.Портрет Прасковьи Михайловны Муравьевой, урожденной княжны Шаховской (1788–1835), жены декабриста А.Н. Муравьева (1792–1863).
Написан в 1826 году, холст, масло.
Художник: Федор Тулов (1792–1855).
Собрание Государственного исторического музея.
Княжна Прасковья Шаховская была женой декабриста Александра Муравьева. После восстания и ареста супруга Шаховская отправилась за ним в Петербург. Ежедневно в условленный час она подходила под слуховое окошко его камеры, хотя они даже не могли видеть друг друга. Прасковья Муравьева была одной из первых жен декабристов, которые отправились за мужьями в Сибирь. Часть пути до места ссылки Муравьевы и их дочь Софья проделали пешком, несмотря на то, что к этому моменту Прасковья уже была больна туберкулезом.

В ссылке у пары родились вторая дочь и сын. Но уже в 1833 году пятилетняя девочка умерла, и ее смерть сильно подорвала здоровье княжны. Муравьев писал: «Любезная моя жена очень расстроена здоровьем. Она всякий день худеет более и более». Через два года горевавшая по дочери Прасковья скончалась, а перед смертью поручила детей и мужа своей сестре Марфе, которая затем стала второй женой Муравьева. Публицист Владимир Раевский так вспоминал Прасковью: «Нельзя было не уважать этой благородной, образованной и добродетельной женщины».Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737–1807/1808) и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова (1734–1783).
Написан около 1773 года, холст, масло.
Художник: Карл Людвиг (Логин Захарович) Христинек (1732/1733–1792/1794).
Собрание Государственного исторического музея.
На выставке представлено два почти одинаковых портрета Григория и Алексея Орловых. Братья заказали Христинеку Карлу Людвигу две картины — каждый для себя. Любопытно, что по обоим полотнам сразу понятно, какому из Орловых они предназначались.

На первом портрете Алексей Орлов (слева) указывает рукой на пейзаж с морским сражением — это явная отсылка к Чесменской битве. В этом бою граф получил общее командование над русской средиземноморской эскадрой с десантом. Турецкий флот тогда имел значительное численное превосходство, и Орлов написал императрице Екатерине II: «Увидя оное сооружение, ужаснулся я и был в неведении, что мне предпринять должно; но храбрость войск, рвение всех принудили меня решиться и, несмотря на превосходные силы, отважиться атаковать — пасть или истребить неприятеля». После нескольких дней боев корабли Османской империи были полностью уничтожены. За эту героическую победу Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии проименование Чесменский.

Вторая картина должна была принадлежать Григорию Орлову (справа). Граф указывает левой рукой на городской пейзаж, в котором узнаются очертания Москвы. Дело в том, что в 1771 году Григория Орлова послали в Москву, чтобы остановить эпидемию чумы, проникшей в страну во время Русско-турецкой войны. Для борьбы с болезнью граф принял, на первый взгляд, странное решение: выдавать денежное вознаграждение тем, кто выписывался из больниц. Однако именно благодаря этому люди перестали скрывать зараженных и начали отправлять их к врачам, что в конечном итоге позволило победить эпидемию. После возвращения Орлова в Санкт-Петербург императрица Екатерина воздвигла в Царском Селе ворота в его честь с надписью «Орловым от бед избавлена Москва».Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон (1861–1939), мецената, светской красавицы.
Написан не позднее 1895 года, холст, масло.
Художник: Константин Маковский (1839–1915).
Собрание Государственного исторического музея.
Зинаида Юсупова была одной из самых богатых и известных женщин начала XX века. На портрете она изображена не в светском платье, а в традиционном русском наряде, потому что княгиня была любительницей старинных традиций и стилизаций — в духе ставшего популярным в конце XIX — начале XX века так называемого псевдорусского стиля.

В 1903 году в Зимнем дворце прошел костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Приглашенные должны были одеться по моде второй половины XVII века, и столичные аристократы подошли к подготовке со всей ответственностью: привлекали к работе над костюмами лучших портных, проводили архивные исследования, чтобы создать достоверные образы.

Сам Николай II выбрал для себя образ царя Алексея Михайловича и для создания наряда заказал огромное количество тканей, золотой парчи, несколько видов бархата. Из Оружейной палаты Московского Кремля были отобраны и выписаны 16 подлинных предметов царских костюмов XVII века. Например, жемчужные запястья Федора Иоанновича, кафтан и жезл царя Алексея Михайловича, старинные пуговицы, нашивки и многое другое.

Зинаида Юсупова же на балу предстала в образе русской боярыни. Перед тем как начались общие вальсы, кадрили, мазурки, состоялось три специально подготовленных и отрепетированных танца: хороводный, плясовой и русский. Юсупова, которая обожала русские танцы, солировала. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины».

Так что, возможно, Константин Маковский выбором платья отсылал зрителя именно к этому блистательному светскому выходу княгини Юсуповой.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Александру Жидкову, методиста по музейно-образовательной деятельности Государственного исторического музея.»,

culture.ru