Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

26 ноября 1894 года император Николай II обвенчался с принцессой Алисой Гессенской. У традиции заключать браки с представительницами немецких правящих династий долгая история. Некоторые из этих браков были счастливыми как для монарших супругов, так и для страны, другие кончились трагически. Разбираемся с Анной Поповой в истории.

Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Неизвестный художник 1-й половины XVIII века. Портрет Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. 1711. Саратовский художественный музей им. Радищева

Традицию заключать браки с немецкими королевскими фамилиями заложил Петр I. И для своего сына выбрал невесту из династии Вельфов, одной из старейших в Европе. Шарлотта Кристина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, детство провела при дворе польского короля Августа II Сильного. В возрасте 15 лет она стала женой царевича Алексея, сына Петра I от Евдокии Лопухиной. Брак был продиктован в основном политическими мотивами — Шарлотта была в родстве с Карлом VI Габсбургом, и Россия рассчитывала, благодаря союзу царевича и немецкой принцессы, заручиться поддержкой Австрии в предстоящей войне с турками.

Петр I позволил лютеранке Шарлотте не переходить в православие, хотя все последующие принцессы-иностранки меняли вероисповедание. А при дворе ее прозвали на русский манер Натальей Петровной. Идиллия, впрочем, была недолгой. Царевича Алексея больше интересовали пирушки и интрижки, принцесса же была вынуждена сама изыскивать средства к существованию. Поначалу теплое отношение к ней Екатерины I, второй супруги Петра I, заметно испортилось, когда оказалось, что и царица, и принцесса ждут ребенка. Вскоре после рождения второго ребенка Шарлотта скончалась. Ей был 21 год. По официальной версии, причиной стал аппендицит, но бытует легенда, будто на самом деле принцесса перебралась в Америку, где снова вышла замуж и прожила счастливую жизнь. А ее сын — Петр II — взошел на престол и правил четыре года, пока не скончался от оспы.

София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Петр Дрождин. Портрет императрицы Екатерины II. 1796. Государственная Третьяковская галерея

Самая известная русская монархиня немецкого происхождения. Когда была достигнута договоренность о браке Софии Августы Фредерики, или Фике, как ее звали близкие, и будущим императором Петром III, она принялась старательно изучать историю России, язык и приняла православие. Так София Августа стала Екатериной Алексеевной, будущей Екатериной Великой. В 1762 году она с единомышленниками совершила переворот и заняла престол.

За время ее правления к России были присоединены новые земли (в том числе Крым, восток Речи Посполитой и Калмыцкое ханство), создано порядка 30 новых губерний и отстроено почти полторы сотни городов. При Екатерине II страна стала крупнейшей европейской державой. В эти годы возникла система городских образовательных школ, а сама Екатерина попечительствовала Смольному институту благородных девиц. Были учреждены Эрмитаж и Российская академия, изучавшая русский язык. Вместе с тем императрица вела активную переписку с Дидро и Вольтером и сама была не чужда литературного творчества. Она создала немало сказок, пьес и басен. На российском престоле не было более яркой правительницы, оставившей такой след в истории.

Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Александр Рослин. Портрет великой княгини Наталии Алексеевны. 1776. Государственный Эрмитаж

Сын Екатерины II, император Павел I, хоть и был в прохладных отношениях со своей матерью, в жены выбирал тех, кого она одобряла. Когда наследник престола достиг совершеннолетия, императрица рассматривала возможность его брака с одной из принцесс Гессен-Дармштадтских или принцессой Вюртембергской. Как оказалось, все варианты пришлись кстати.

В 1773 году ко двору прибыли три принцессы Гессен-Дармштадтские. Павел обратил внимание на среднюю и, по воспоминаниям Екатерины II, тотчас влюбился в нее. Через полтора месяца Августа-Вильгельмина приняла православие — теперь ее звали Наталия Алексеевна, — а вскоре состоялось и бракосочетание. Великая княгиня была увлечена идеями либерализации власти, говорила об освобождении крестьян и даже участвовала в создании проекта дворянского представительства. Этот документ по сути предлагал передать Сенату законодательную власть. Екатерина II от свободомыслия невестки была не в восторге. После того как Наталия Алексеевна скончалась в родах, императрица тотчас же стала искать для сына новую жену.

София Доротея Августа Луиза Вюртембергская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777. Государственный Эрмитаж

Второй супругой Павла стала принцесса из дома Вюртенбергов, та самая, что была в числе претенденток и прежде. Однако тогда София-Доротея была еще слишком юной. Интересно, что родилась она в том же Штеттинском замке, что и российская императрица. Как и Екатерина, принцесса стала учить русский язык и всячески пыталась понравиться своему жениху. Лишенная Екатериной II возможности заниматься воспитанием собственных детей, Мария Федоровна опекала воспитательное общество благородных девиц и курировала воспитательные дома. Увлечена она была и рукоделием: в Павловске императрица работала на токарном станке, создавая предметы и украшения из слоновой кости и янтаря, занималась гравюрой и рисованием. Павлу I она родила десятерых детей, двое из них — Александр и Николай — стали императорами.

Луиза Мария Августа Баденская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Жан-Лоран Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805. Челябинская областная картинная галерея

Как и сестры Гессен-Дармштадтские, дочери Карла Людвига Баденского и Амалии Гессен-Дармштадтской, были в числе претенденток на брак с великим князем Александром. В 1793 году состоялось венчание наследника российской короны и великой княгини Елизаветы Алексеевны. Свадебные торжества длились две недели, а завершил их фантастический фейерверк в самом центре Петербурга. После коронации, состоявшейся 15 сентября 1801 года, в Москве давали балы один роскошней другого. Однако императорская чета торопилась вернуться в Петербург. Там Елизавета Алексеевна покровительствовала школам, приютам и много времени уделяла Царскосельскому лицею. После военной кампании 1812 года императрица решила сопровождать мужа. Памятные монеты, триумфальные арки, рукоплещущая публика — русскую монаршую чету горячо принимали в каждом городе.

Елизавета Алексеевна пережила Александра I на полгода. Существует легенда, будто бы император на самом деле стал старцем Федором Кузьмичом. Аналогичную историю связывают и с именем императрицы. Некоторые полагают, что она также отказалась от мирской жизни и стала Верой Молчальницей.

Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Мастерская Джорджа Доу. Портрет императрицы Александры Федоровны». 1820-е. Государственный исторический музей

Дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III познакомилась со своим будущим супругом, великим князем Николаем, в 1814 году. Их брак заключался по взаимной любви и был выгоден политически, поскольку скреплял союз Пруссии, России и Австрии. Александра Федоровна учила русский язык под водительством поэта Василия Жуковского и полагала, что впереди ее ждет жизнь великой княгини, но не императрицы. Однако в 1823 году наследник престола, великий князь Константин Павлович, отказался от своих прав и трон перешел его брату. В 1826 году состоялась коронация, а спустя три года Николай I и императрица Александра Федоровна были коронованы еще раз — в царстве Польском. Варшавская церемония — уникальная в своем роде, поскольку произошла всего лишь однажды. Из-за слабого здоровья Александра Федоровна вынуждена была проводить много времени вдали от Николая I; тот же, переживая разлуку, решил построить для нее дворец в Крыму.

Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Франц Ксавье Винтергальтер. Портрет императрицы Марии Александровны. 1857. Государственный Эрмитаж

Жена Александра II и мать Александра III, императрица Мария Александровна вошла в историю как покровительница женского образования и благотворительница. Увидев юную Марию в опере, великий князь Александр Николаевич тотчас же влюбился и написал матери о своем желании немедленно жениться. Он даже готов был отказаться от престола, лишь бы быть рядом с возлюбленной. Императрица Александра Федоровна лично нанесла визит ее отцу герцогу Людвигу II Гессенскому и, познакомившись с девушкой ближе, дала свое согласие. Став императрицей, Мария Александровна не интересовалась политикой, куда больше времени уделяя благотворительности. Она создала движение Красного Креста, была попечителем больниц и приютов, гимназий, в том числе женских. Заведения для учениц всех сословий финансировались на частные и общественные пожертвования, а учебная программа была поделена на обязательную и необязательную части. К первой, например, относились русский язык, история, арифметика и рукоделие. Но также в программе были геометрия, физика и уроки домоводства. Наконец, Мария Александровна основала балетную школу и театр, который и сегодня носит ее имя — Мариинский. «Как неразгаданная тайна, / Живая прелесть дышит в ней — / Мы смотрим с трепетом тревожным / На тихий свет ее очей», — писал об императрице Федор Тютчев.

Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская

Игры династий: немецкие принцессы на российском троне

Николай Бодаревский. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1907. Государственный Эрмитаж

Среди крестных Алисы Гессен-Дармштадской были наследники российского и английского престолов. Будучи подростком, она совершила поездку в Россию на церемонию венчания своей сестры с великим князем Сергеем Александровичем. А спустя несколько лет состоялась встреча принцессы Гессен-Дармштадтской и цесаревича Николая Александровича, наследника престола. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна выделяла средства на организацию санитарных поездов, а в госпитале Царского Села организовала лечение раненых. Вместе со своими дочерьми они ассистировала на операциях и ухаживала за больными. Было в ведении Александры Федоровны и три с лишним десятка благотворительных обществ, включая Женское патриотическое общество, оказывающее помощь бедным и пострадавшим на войне. В его ведении находились царскосельская школа нянь, Александрийский приют для женщин и другие.

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Разглядываем «плоды любви» рода Романовых.","url":"https://www.culture.ru/materials/136576/portrety-vnebrachnykh-detei-russkikh-imperatorov","@context":"http://schema.org","name":"Портреты внебрачных детей русских императоров","alternateName":"Портреты внебрачных детей русских императоров","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/544541.jpg","caption":"«,»width":1400,"height":788},"articleSection":"Публикации раздела Музеи","datePublished":"2016-09-26T00:00:00.000Z","articleBody":«Потомки правящей династии, рожденные от фаворитов, — какие секреты таят их изображения? Разглядываем «плоды любви» рода Романовых вместе с Софьей Багдасаровой.В Русском царстве в отличие от средневековой Европы с нравственностью, по крайней мере в летописях, было строго: нет никаких упоминаний о внебрачных связях и детях монархов (исключение — Иван Грозный). Ситуация поменялась после того, как Петр Великий превратил Русь в Российскую империю. Двор стал ориентироваться на Францию, в том числе и в галантных похождениях. Однако на появление бастардов это сначала никак не повлияло. В первой половине XVIII века у династии Романовых был дефицит и на законных наследников, не то что на внебрачных детей. С воцарением Екатерины Великой в 1762 году в стране наступила стабильность — она повлияла и на рост рождаемости внебрачного потомства. И, разумеется, на появление посвященных им произведений искусства.Алексей Григорьевич Бобринский был сыном тогда еще просто императрицы Екатерины Алексеевны (без порядкового номера) и ее фаворита Григория Орлова. На свет он появился в стрессовых условиях: Екатерина была им беременна, когда в декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна и ее законный муж Петр III взошел на престол. Отношения между супругами к тому моменту были уже весьма натянутыми, они мало общались, и император даже не знал об интересном положении Екатерины. Когда в апреле настало время родов, преданный камердинер Шкурин поджег свой дом, чтобы отвлечь Петра, который обожал смотреть на огонь. Едва оправившись (прошло чуть больше двух месяцев), Екатерина возглавила переворот, причем провела ночь не сходя с коня.Алексей вырос совсем не похожим на своих пассионарных, умных родителей, образование получил плохое, кутил, наделал долгов и по приказу разгневанной матери все ее царствование прожил в Прибалтике, подальше от двора.На портрете кисти Рокотова мальчик с серебряной погремушкой в руках изображен в возрасте около года. Когда картина попала в Русский музей, считалось, что это портрет его единоутробного брата, императора Павла. Неуловимое сходство с чертами матери, а также то, что картина поступила из ее личных покоев, казалось, подтверждало эту версию. Однако специалисты по творчеству Рокотова видели, что, судя по стилю, картина создана в середине 1760-х, когда Павлу было уже лет десять. Сравнение с другими портретами Бобринского доказало, что изображен именно он.Елизавета Григорьевна Тёмкина была дочерью фаворита императрицы Григория Потёмкина — об этом свидетельствует и ее искусственная укороченная фамилия (такие давали русские аристократы внебрачным детям), и отчество, и слова ее сына. Кто именно был ее матерью, в отличие от Бобринского, — загадка. Екатерина II никогда не проявляла к ней внимания, тем не менее версия о ее материнстве широко распространена. Сын Тёмкиной, прямо указывая, что по отцу она Потёмкина, пишет уклончиво, что Елизавета Григорьевна «со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения».Если императрица действительно ее мать, то ребенка она родила уже в 45 лет, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, когда, по официальной версии, Екатерина страдала расстройством желудка из-за немытых фруктов. Воспитанием девочки занимался племянник Потёмкина граф Александр Самойлов. Когда она выросла, ей дали огромное приданое и выдали замуж за Ивана Калагеорги — школьного товарища одного из великих князей. Тёмкина родила десятерых детей и, судя по всему, была счастлива. Одна из ее дочерей вышла замуж за сына скульптора Мартоса — неужто действительно таким образом автор «Минина и Пожарского» породнился с Романовыми?Портрет, написанный Боровиковским, на первый взгляд вполне в русле изображений красавиц, которыми так прославился этот художник. Но все-таки какой контраст с портретом Лопухиной или других томных барышень Боровиковского! Рыжеволосая Тёмкина явно унаследовала от отца и темперамент, и силу воли, и даже ампирное платье по античной моде не придает ей холодности. Сегодня эта картина — одно из украшений коллекции Третьяковской галереи, доказывающее, что Боровиковский мог отражать самые разные стороны человеческого характера. А ведь основатель музея Третьяков два раза отказывался от покупки портрета у ее потомков: в 1880-е годы искусство галантного века казалось старомодным, и он предпочитал вкладывать деньги в актуальных, остросоциальных передвижников.Софья Дмитриевна Нарышкина была дочерью многолетней фаворитки императора Александра I Марии Антоновны Нарышкиной. Несмотря на то что красавица обманывала императора (и мужа) то с князем Григорием Гагариным, то с графом Адамом Ожаровским, то еще с кем-то, Александр I считал большинство ее детей своими. Помимо старшей дочери Марины, рожденной от супруга, Мария Антоновна за 14 лет связи с императором произвела на свет еще пятерых детей, из которых выжили двое — Софья и Эммануил. Особенно император любил Софью, которую в свете даже называли «Софья Александровна», а не «Дмитриевна».Александр I хлопотал о ее судьбе и хотел выдать девушку замуж за одного из богатейших людей России — сына Параши Жемчуговой Дмитрия Николаевича Шереметева, но тому удалось уклониться от этой чести. Софья была помолвлена с сыном подруги своей матери — Андреем Петровичем Шуваловым, который ждал от этого большого карьерного взлета, тем более что император уже начал с ним по-родственному шутить. Но в 1824 году 16-летняя Софья скончалась от чахотки. В день похорон расстроенный жених-карьерист сказал другу: «Мой милый, какого значения я лишился!» Через два года он женился на миллионерше, вдове Платона Зубова. А поэт Петр Плетнёв посвятил ее кончине строки: «Она пришла не для земли; / Не по земному расцветала, / И как звезда она вдали, / Не приближаясь к нам, сияла».На небольшой миниатюре, написанной в 1820-е годы, Софья изображена так, как положено было изображать юных, чистых девушек — без сложной прически или богатых драгоценностей, в простом платье. Владимир Соллогуб оставил описание ее облика: «Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».Софья Сергеевна Трубецкая была дочерью Екатерины Петровны Мусиной-Пушкиной, обвенчанной с Сергеем Васильевичем Трубецким (будущим секундантом Лермонтова) на большом сроке беременности. Современники считали, что отцом ребенка был император Николай I, ведь именно он организовал свадьбу. После рождения младенца супруги разъехались — Екатерина Петровна с ребенком уехала в Париж, а ее муж был послан служить на Кавказ.Софья выросла красавицей. Когда ей было 18 лет, на коронации ее предполагаемого брата Александра II девушку увидел французский посол, герцог де Морни и сделал ей предложение. Герцога не смущала сомнительность происхождения Трубецкой: сам он был внебрачным сыном голландской королевы Гортензии Богарне. И более того, даже бравировал тем, что в его роду на протяжении нескольких поколений были только бастарды: «Я правнук великого короля, внук епископа, сын королевы», имея в виду Людовика XV и Талейрана (носившего, помимо всего прочего, титул епископа). В Париже новобрачная вошла в число первых красавиц. После смерти герцога она вышла замуж за испанского герцога Альбукерке, произвела фурор в Мадриде и в 1870 году установила там первую рождественскую елку (экзотический русский обычай!).Ее портрет написан Винтерхальтером — модным портретистом той эпохи, который писал и королеву Викторию, и императрицу Марию Александровну. Букетик полевых цветов в руках красавицы и рожь в ее волосах намекает на естественность, простоту. Белый наряд подчеркивает это впечатление, как и жемчуг (баснословной, впрочем, стоимости).Георгий, Ольга и Екатерина Александровичи, светлейшие князья Юрьевские, были внебрачными детьми императора Александра II от его многолетней любовницы княжны Екатерины Долгоруковой. После того как его супруга Мария Александровна скончалась, император, не выдержав и двух месяцев траура, быстро обвенчался с возлюбленной и пожаловал ей и детям титул и новую фамилию, одновременно их узаконив. Его убийство народовольцами на следующий год остановило дальнейший поток почестей и подарков.Георгий скончался в 1913 году, однако продолжил род Юрьевских, существующий и в наши дни. Дочь Ольга вышла замуж за внука Пушкина — неудачливого наследника люксембургского трона, и жила с ним в Ницце. Скончалась она в 1925 году. Младшая, Екатерина, умерла в 1959 году, пережив и революцию, и обе мировые войны. Она потеряла свое состояние и была вынуждена профессионально зарабатывать концертным пением.Портрет Константина Маковского, на котором они изображены втроем в детском возрасте, — типичен для этого светского портретиста, у которого заказывали свои изображения множество аристократов. Картина настолько типична, что долгие годы она считалась изображением неизвестных детей, и только в XXI веке специалисты Центра Грабаря определили, кто эти трое.»,

culture.ru