Стиль классицизм возник в конце XVIII века. Он проявился сразу и очень отчетливо. Именно тогда в результате раскопок античных городов Помпеи и Геркуланума возник интерес к греческой эстетике. Ранний классицизм в костюме называется директория и приходится на конец XVIII – начало XIX в.в.
Этот стиль можно было наблюдать в живописи в работах таких мастеров как Ж. -Л. Давида, в архитектуре – Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже, на театральных сценах в спектаклях с античными сюжетами, в которых актеры были одеты в древнегреческие туники и хитоны, с прическами в виде греческих узлов, высоко поднятых на голове.
То же можно было наблюдать и в силуэтах модной одежды, появились сдержанные формы и декор. Вскоре светские модницы Парижа надели платья-шемизы из тонкого муслина, почти прилегающие к телу, с большим декольте, обнажающим красивую шею и белоснежное тело. Талия платья была высоко поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем небольшими, типа фонариков, или с полным отсутствием их. Шемизы придавали дамам легкость и воздушность, особенно юным красавицам.
Дамы стремились походить на греческих богинь, которыми восхищались через созерцание живописи и скульптуры, а также в своих воображениях при чтении поэзии. Красавицы Парижа добивались необыкновенной белизны кожи, придавая сходство с мраморными греческими статуями. В то время идеальным воплощением эталона красоты стали мадам Рекамье, мадам Тальен и Жозефина Богарнэ.
Появились портреты светских дам, которые позировали художникам босоногими в белоснежных шемизах, не забывая украсить себя драгоценностями в виде диадем, камей, браслетов, брошей. Особенно великолепны портреты юных красавиц в образе нимф, оставленных нам в наследство художниками того времени. Платье-шемиз стало любимым платьем эпохи директории.
Текстиль для шемизов – белые муслин и батист, газ и креп с вышивкой белой гладью. Эти платья были невесомы, их масса достигала до 200 – 300г. Они красиво облегали тело красавиц, оставляя обнаженными шею, плечи и руки. Иногда, спасаясь от холода в таком легком одеянии, дамы набрасывали на плечи кружевную косынку.
Наполеон, подаривший своей жене тончайшую шаль из шерсти кашмирских козлят, надолго определил женскую моду на эту деталь туалета. Все дамы быстро воспользовались красотой шали, а Жозефина Богарнэ в дальнейшем наладила производство французских шалей, которые распространились по всей Европе.
Прически, обувь и украшения в стиле классицизм
Прически тоже напоминали античные времена. Моду эпохи директории называли «обнаженной» или «нагой». Это действительно так. В тех воздушных и легких нарядах трудно было ощущать себя защищенной, разве только шаль прикрывала тело красавицы в холодную погоду. Поэтому многие модницы того времени часто простуживались, и иногда болезнь заканчивалась трагично.
Обувь была такой же легкой, как и платье. Это были греческие сандалии или закрытая обувь на плоской подошве, типа современных балеток.
В качестве головного убора были популярны тюрбаны, чалма, а в домашних условиях – чепцы. Все, кажется, было необычайно просто, зато украшений на даме было в изобилии. Это было роскошным дополнением к «скромному» шемизу. Конечно же, голову красавиц украшали диадемы, как и следовало греческим богиням.
Были популярны камеи, браслеты, броши, различные шпильки для причесок. В волосах переливались нити жемчуга, который идеально сочетался с белизной кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. Говорят, у нее была красивая кожа и черные бархатистые глаза. Еще одна красавица того времени – мадам Рекамье. Украшений на ней было немного, что придавало ей естественность и очарование.
К естественной красоте стремились многие дамы, но, как известно, природа одаривает нас по-разному, а значит, это надо поправить. Поэтому женщины пудрили все открытые участки тела и пользовались ароматами. Мужчины в это время, напротив, перестали носить пудреные парики и отказались от косметики. То есть, женщины становились еще более женственными и очаровательными, а мужчины – более мужественными. (В наше время, к сожалению, все наоборот).
Мужская одежда состояла из рубашки, жилета, фрака и узких штанов, обувь была на низком каблуке. Весь ансамбль завершался треуголкой, позже – двууголкой. Для этой одежды были популярны шерсть и сукно, а также батист (для нижних рубашек).
Эта была мода аристократии. Но появились и другие представители буржуазных кругов, бежавшие в эмиграцию во время революции вместе с аристократией. Молодежь этого сословия изображала из себя пострадавших от революции. Они создавали свои клубы, пытались выделиться из основной массы. К ним присоединялись новые богатые (из низших сословий), быстро разбогатевшие во время революции. Их называли Нувори́ши (от фр. nouveau riche – нуво́риш – новый богач).
Как обычно это происходит во время революций и переворотов в стране, возникают новые представители богатого сословия. Большинство из них приобрели накопления и богатство, которое досталось им благодаря их хватке, ловкости и изворотливости.
Слово нувориш изначально имело некоторое пренебрежение аристократии к этим пронырливым представителям новой молодежи. И действительно, они не отличались особым культурным уровнем и аристократичными манерами, а потому их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими.
Дети нуворишей создали свой стиль. В истории костюма этот стиль причисляют к проявлениям «антимоды». (Вам не кажется, что и сегодня в моде происходит нечто подобное). Так вот, в то время своеобразные и вызывающие костюмы этих молодых людей, называли «инкруаябль» (невероятный). Это были мешковатые, иногда плохо отглаженные фраки, жилеты, застегнутые на одну пуговицу и т.д.
Были еще одни представители моды – «мюскаден» (щеголь). Они носили галстук, символизирующий петлю на шее висельника, вместо галстука могла быть красная лента либо жгут, символизирующие кровь от гильотины. Некоторые с той же целью надевали красное ожерелье.
Девушки-подружки юношей «инкруаябль» и «мюскаден» также одевались экстравагантно. Их называли «мервьез» — чудесницы. Они осмеливались носить подобные юношам прически – жертвы революции, а иногда их волосы были просто в беспорядке разбросаны по плечам и спине. Платья «мервьез» отдаленно напоминали шемиз всего лишь тем, что шились из тонкого муслина с завышенной талией.
В эпоху директории возникало множество различных направлений в моде, которое жили лишь короткое время. Одни события быстро сменялись другими, происходила демократизация одежды всех слоев общества.
Французская революция (1789 – 1799г.г.) была поворотным моментом в истории костюма. События того времени стали мощным ускорителем процессов, изменяющим европейскую моду в сторону демократизации и упразднения социальных различий.