Знаменитый «Крик» Эдварда Мунка и ретроспективная выставка картин Ильи Репина, фламандская живопись и произведения французского сюрреалиста Макса Эрнста — «Культура.РФ» рассказывает, какие выставки нельзя пропустить в новом году.
Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России
2 марта — 26 мая
Государственный Эрмитаж
Масштабная выставка работ одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века Якоба Йорданса в Эрмитаже — первая в России. Отечественная коллекция картин этого живописца — одна из самых обширных в мире: в экспозицию войдут полотна из собственной коллекции Эрмитажа, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Государственного художественного музея Нижнего Новгорода.
Посетители увидят полотна почти всех жанров, в которых работал художник в период 1610–60-х годов. Последние семь-восемь лет некоторые произведения реставрировали, на выставке будут представлены обновленные картины Йорданса.
«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа»
4 марта — 20 мая
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Весной посетители Пушкинского музея смогут познакомиться с работами художников Лондонской школы — британскими живописцами второй половины XX века. В России масштабная выставка произведений Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха, Леона Коссофа и Майкла Эндрюса пройдет впервые.
В экспозиции — около 80 живописных и графических работ известных английских художников из собрания Галереи Тейт.
Большая ретроспектива Ильи Репина
15 марта — 18 августа
Новая Третьяковка
К 175-летию со дня рождения Ильи Репина в Третьяковской галерее откроют масштабную выставку произведений художника. Гости увидят лучшие картины живопиcца, созданные в период 1870-х — 1920-х годов. Это более 180 полотен и около 130 графических работ, которые разместят в самых крупных залах Третьяковки.
Помимо известных картин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — в экспозицию войдут малоизвестные произведения Репина из 26 российских музеев, зарубежных собраний, а также частных коллекций. Главным экспонатом выставки станет крупноформатное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» из Русского музея.
«Боги, люди, герои»
19 апреля — 23 июня
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж совместно с Национальным археологическим музеем Неаполя и Музеем Помпей подготовят выставку, посвященную древнеримским городам, разрушенным после извержения вулкана Везувий в 79 году н. э., — это Помпеи, Геркуланум и Стабии. Экспонаты, найденные во время археологических раскопок в XVIII веке, отражают жизнь и быт древнеримских граждан. В Манеже Малого Эрмитажа впервые представят шедевры античного искусства — скульптуры, фрески, мозаики.
«Эдвард Мунк. Танец жизни»
15 апреля — 14 июля
Третьяковская галерея
Впервые в Россию привезут настолько масштабное собрание картин норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Гости выставки увидят живописные и графические произведения — всего около 100 работ, фотографии и мемориальные предметы из Музея Мунка в Осло и ГМИИ имени А.С. Пушкина.
В их числе самая ожидаемая и известная публике работа «Крик», ее первая версия — цветная графика. Из-за влияния на мировоззрение художника романов Федора Достоевского целый раздел экспозиции будет посвящен теме «Мунк и Достоевский».
«Щукин. Сага» и «Коллекция Морозова»
Лето
ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж
Этим летом Государственный Эрмитаж и Пушкинский музей обменяются шедеврами импрессионистов и постимпрессионистов из дореволюционных коллекций меценатов Щукиных и Морозовых. В июне в Большой анфиладе Главного штаба Эрмитажа откроется выставка «Коллекция Морозовых», а проект «Щукин. Сага», где в одной экспозиции объединятся коллекции всех братьев Щукиных, представят в главном здании Пушкинского музея. Гости выставок увидят картины Винсента ван Гога, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, Пьера Огюста Ренуара и других мировых художников.
«Коллекция фонда Louis Vuitton»
3 июня — 29 сентября
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Одновременно с масштабной экспозицией, посвященной братьям Щукиным, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков состоится выставка собрания фонда Louis Vuitton. Там покажут шедевры коллекции Бернара Арно, основателя фонда Louis Vuitton.
В его собрании — произведения классиков искусства ХХ века — Альберта Джакометти, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, а также художники нового поколения — Жан-Мишель Баския, Бэнкси, Мэтью Барни, Такаси Мураками, Маурицио Каттелан и Марина Абрамович.
«Звук вокруг»
14 июня — 6 октября
Музей современного искусства «Эрарта»
Французские музыканты Национального центра электроакустической музыки Grame передали в «Эрарту» редкий архив своих экспозиций. Летом здесь состоится их новый выставочный проект под названием «Звук вокруг». Зрители увидят светозвуковые инсталляции и сами смогут поучаствовать в создании светозвукового представления.
«Макс Эрнст. Парижские годы»
15 июня — 18 августа
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж представит первую в России выставку авангардиста Макса Эрнста. Его, как важнейшего представителя сюрреализма, часто называли мастером изобразительной алхимии и величайшим исследователем человеческого сознания. В работах Эрнста представлены фантастические образы, которые отсылают к внутреннему миру человека и детским воспоминаниям.
Из частного собрания в Мадриде на выставку доставят живописные и графические работы, созданные Эрнстом в 1920-х годах. В этот период художник перешел от дадаизма к сюрреализму, и писал протосюрреалистические картины.
«Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100»
28 июня — 1 декабря
Музей современного искусства «Гараж»
Летом в «Гараже» откроется большой проект «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100». Он представит исторические и новые работы более 50 художников со всего мира на тему экологии, осознанного потребления и защиты окружающей среды. Выставку откроет видеоинсталляция «Purple» британца Джона Акомфры.
В рамках выставки состоятся премьеры программ Garage Atrium Commissions и Garage Square Commissions, где покажут инсталляцию китайского художника Хуан Юнпина и работу творческого дуэта из Пуэрто-Рико Аллора и Кальсадилья.
«Дейнека — Самохвалов»
Осень
Центральный выставочный зал «Манеж»
К 120-летию со дня рождения монументалиста и графика Александра Дейнеки в Санкт-Петербурге откроют масштабную выставку. На ней представят свои экспонаты 18 российских музеев. Экспозицию построят по принципу диалога с другим представителем соцреализма — Александром Самохваловым. Свои произведения он тоже посвящал преимущественно советскому спорту. Зрители смогут оценить работы двух художников, а также сравнить технику московской и ленинградской школ.
«Василий Поленов»
26 сентября — 26 января 2020 года
Третьяковская галерея
Осенью Третьяковская галерея представит выставку к 175-летию со дня рождения еще одного крупнейшего русского художника — Василия Поленова. Посетители Инженерного корпуса увидят произведения из собраний 16 российских музеев и частных коллекций. Среди них — пейзажи и портреты, историческая живопись и картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московской публике покажут грандиозное полотно «Христос и грешница» из собрания Русского музея.
Новатор пейзажной живописи и автор масштабного цикла картин «Из жизни Христа», Поленов известен и как архитектор, общественный деятель и педагог. Впервые часть экспозиции расскажет о принципах преподавания Поленова.
«Йоко Оно. The Sky Is Always Clear»
1 октября — 24 ноября
Московский музей современного искусства
В рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» в Московском музее современного искусства пройдет выставка японской художницы и певицы Йоко Оно, вдовы Джона Леннона.
Главным экспонатом показа станут ее «Инструкции» — произведения, созданные художницей в 1960-х годах. Они либо ограничены текстовыми указателями, либо принимают форму объектов, которые ждут действий от посетителя. Экспозиция построена так, чтобы зрители поняли размышления художницы о смысле искусства.
Теги:МузеиПубликации раздела Музеи
Смотрите также
{"@type":"Article","description":"Достопримечательности, городские пейзажи и новостройки.","url":"https://www.culture.ru/materials/253877/moskva-na-kartinakh-yuriya-pimenova","@context":"http://schema.org","name":"Москва на картинах Юрия Пименова","alternateName":"Москва на картинах Юрия Пименова","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/55394bda85cf4f824e17587ad2f6684e/3d4ba25a4a148e56f31d0881df13dedf.png","caption":"title","width":989,"height":742},"articleSection":"Публикации раздела Музеи","datePublished":"2018-11-28T14:45:11.943Z","articleBody":«Пименов любил Москву: с ее новостройками, спешащими по делам прохожими, достопримечательностями. На своих картинах он изображал будни простых людей: на картине «Новая Москва» — девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» — жителей Москвы, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов.Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был юристом, увлекался живописью сам и не возражал, когда сын решил связать свою жизнь с искусством. Пименовы жили неподалеку от Третьяковской галереи, и в детстве Юрий часто там бывал, рассматривал картины именитых мастеров. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, на всю жизнь оставила след картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны — во ВХУТЕМАСе. Там его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин. Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа Юрий Пименов организовал художественное объединение «Общество художников-станковистов». В это же время он увлекался немецким экспрессионизмом. В первой четверти XX века молодого художника интересовали темы спорта, кино и достижений науки. В 1927 году он создал картину «Даешь тяжелую индустрию!», которую высоко оценили критики.В начале 1930-х годов в жизни мастера наступило непростое время. После постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. Пименова стали критиковать, обвиняли в формализме. Живописец тяжело заболел, он так позднее вспоминал об этом периоде: «...это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».Живописец нашел в себе силы вернуться к работе. В 1930-е годы главной темой в его творчестве стала жизнь столицы. Художник мог целыми днями гулять по самым отдаленным местам Москвы, часто ездил в Подмосковье и бродил по окрестным лесам. Он создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки в новой Москве, улицы и дома. К 1937 году относится картина «Новая Москва». Как писал в 1973 году художник Иван Долгополов в книге «Мастера и шедевры»: «Новая Москва»... Широко открытое окно в жизнь... Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя — молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов... Тайна очарования пименовского полотна — в движении, которое пронизывает каждый мазок в картине».Во время Великой Отечественной войны Юрий Пименов создавал агитационные плакаты в Окнах ТАСС: он изображал героев передовой и тыла. Во время эвакуации художник остался в родном городе, писал жанровые картины, отражающие военные будни Москвы, а в 1943 году его командировали на Северо-Западный фронт — в район Старой Руссы и в Ленинград.В 1944 году художник создал картину «Фронтовая дорога», в которой снова вернулся к полюбившейся композиции, использованной в «Новой Москве». Живописец вновь изобразил девушку за рулем автомобиля, но в этот раз в другой, страшной реальности войны.После войны Юрий Пименов преподавал на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В творчестве Пименова вновь зазвучали мирные темы: художник изображал Москву и москвичей, стройки новых районов, жанровые сцены из жизни. К 1960-м годам относится цикл работ «Новые кварталы», в котором художник старался подмечать незначительные детали повседневности. Новые кварталы художник ассоциировал не только с планами застройки, кранами и рабочими, а прежде всего с людьми, которые будут там жить.На небольших по формату холстах Пименов изображал бредущих на автобусную остановку по тропинкам — тротуаров еще не было — горожан, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов. Художник рассказывал: «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны... Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, свой особенный характер жизни с того времени, когда на новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов... Простая, обычная и прекрасная картина созидания, картина человеческого труда... Сколько потом разной жизни приходит в эти дома — смех и плач детей, усталые шаги после работы, утренняя глазунья на сковородке, пестрый букет полевых цветов на фоне чистой голубоватой стены!».В воспоминаниях Пименов писал, что художник-жанрист должен быть немного зевакой, ведь впопыхах ничего толком не увидишь. Художник без модели, без натуры, считал Пименов, бедный обездоленный человек. И вся сила жанровой живописи заключается в умении мастера увидеть большие события в повседневности, как, например, на картине «Обыкновенное утро».Художник писал: «Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, поэтому я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни». Именно такую обстановку изобразил Пименов на картинах «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье», «Первые модницы нового квартала».Пименов называл себя приверженцем «реалистического импрессионизма» — живописи, по его мнению, способной отразить жизнь XX века с ее переменами. Друг художника, живописец и педагог Борис Неменский, сравнивал холсты мастера с песнями о человеческой доброте и о великой значимости обыкновенности. «Да, это о буднях и радостях простой жизни простых людей. У Пименова каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее. Что стоит вроде элементарный по сюжету натюрморт с телефонной трубкой на подоконнике с каплями дождя на стекле окна. И всего-то! Но целая гамма чувств и мыслей!» — писал Неменский.Пережив тяжелый период критики, когда у художника не было возможности работать, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много путешествовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках. Но больше всего русский живописец все равно любил Москву, ее достопримечательности и отдаленные районы, в которых живут обычные люди, ходят на работу и растят детей. Найти в повседневности романтику — особый дар Юрия Пименова.Автор: Маргарита Ковынева»,