История ярмарок в России

Аудиоверсия: История ярмарок в России

Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, — в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

История ярмарок в России

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

История ярмарок в России

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

А здесь можно рассмотреть ярмарки на картинах русских художников

Они писали в Москву множество челобитных о бесчинствах и беспорядках на ярмарках. Одну из них направил царю в конце XVII века священник из Кашина. На городской ярмарке, по его словам, «в понедельник, в первую неделю Великого поста чинилось великое бесчиние и беззаконие», крестьяне с женами много пили, вели «бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полночи», а скоморохи в пост развлекали народ. «Торговым людям торг, а бесчинникам и беззаконникам пьянство и бой и бесовская игра», — возмущался автор челобитной. От государя пришел ответ: он приказывал местному воеводе строже следить за порядком.

К концу XVIII — началу XIX века ярмарки проводили уже по всей стране. Самые масштабные и известные дореволюционные торги — Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская, Барнаульская. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следила полиция и охрана. В их обязанности входил и надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства.

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» — газета, которая регулярно выходила в дни торгов с 1863 до 1915 год. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. «Ирбитский ярмарочный листок» высоко ценили не только читатели, но и профессиональные литераторы. Одним из них был писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк — он сам опубликовал в «Листке» две статьи: «Уральское золотое дно» и «Каменнорезный промысел на Урале».

Нижний Новгород: «карман России»

История ярмарок в России

Борис Кустодиев

История ярмарок в России

Иван Куликов. Ярмарка в Муроме (фрагмент). 1910—1912. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область

Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская — самая масштабная. На ней торговали и чаем, и мануфактурой, и рыбой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали европейцы, персы, армяне. В те годы в России ходила пословица: «Санкт-Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман». В дни ярмарок население города резко возрастало: если в обычное время в нем проживало 20 тысяч человек, то во время торговли число жителей превышало 200 тысяч.

«Сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли».
Павел Мельников-Печерский, писатель

В начале XIX века Нижегородскую ярмарку называли Макарьевской, потому что она располагалась у стен Макарьевского монастыря. В те годы на ней побывал Александр Пушкин. А позже — описал в романе «Евгений Онегин»:

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Еще больше фактов о нижегородской ярмарке

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря — после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур — автор Московского манежа. Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

История ярмарок в России

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История ярмарок в России

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев — веселый Петрушка — стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет».

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» — там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты.

Одной из главных достопримечательностей 1830-х годов был крепостной театр князя Шаховского. Смотреть спектакли Шаховского приезжали известные столичные артисты: Михаил Щепкин, Сергей Шумский, Александр Мартынов. Именно с этой крепостной труппы началась история Нижегородского театра драмы имени М. Горького, который работает до сих пор.

А еще читайте про торговый пассаж — ГУМ

С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы. Зрителям даже давали оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фауст» в исполнении звезд итальянской сцены. В 1855 году на ярмарке выступал нижегородец, глава «Могучей кучки» Милий Балакирев.

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной», — писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Автор: Мария Соловьёва

Теги:Публикации раздела Традиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Звезды арен и секреты старых трюков.","url":"https://www.culture.ru/materials/253449/dorevolyucionnye-fokusniki","@context":"http://schema.org","name":"Дореволюционные фокусники","alternateName":"Дореволюционные фокусники","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/a40e9baa0e21af81931703ff120461e0/6b2d73352b72322e91d5ab4fd28dce51.jpg","caption":"title","width":555,"height":417},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2018-09-27T12:15:17.263Z","articleBody":«Оживление вареной курицы, глотание лягушек, оптические фейерверки и феноменальные математические исчисления. Какими трюками привлекали публику иллюзионисты разных эпох? Секреты дореволюционных фокусников — в материале портала «Культура.РФ».Первые русские фокусники были бродячими артистами. Они нередко становились фольклорными персонажами. Например, герои былины «Вавило и скоморохи» не только играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, но и показывали «штуки» — так в древние времена называли фокусы. Тогда зрители связывали их с колдовством. В народе верили, что потешники «совершали разные чары» и говорили: «Бог создал попа, черт скомороха».Вавило, Кузьма и Демьян превращали мешковину в шелк, кнут — в дудочку и даже смогли оживить «вареную» птицу:Упомянутые в былине трюки существовали на самом деле — не только на Руси, но и в Европе. Даже оживление вареной курицы не было придумано: фокус появился в раннем Средневековье и существовал до XIX века.Сохранилась его разгадка. Нужно было взять «поровну макового семени и кукольванцу», накормить смесью курицу, после чего она уснет. Далее следовало ощипать птицу, обмазать желтком, засушить и подать на стол. На вид курица была похожа на приготовленную, но после укола вилкой она пробуждалась и убегала.В XVIII веке иллюзионные шоу устраивали ученые. В это время интерес к фокусам был связан с тем, что люди следили за развитием науки. Ученые демонстрировали свои изобретения и развлекали зрителей.Знаменитый русский механик и конструктор Иван Кулибин забавлял публику «увеселительными огнями» — разноцветными фейерверками. Он написал трактат, посвященный этому виду развлечений. А позже изобрел бездымные оптические фейерверки, которые пришлись по душе императрице Екатерине II и придворной знати.Большое впечатление производил на зрителей и «чудесный фонарь» Кулибина, который, как писали газеты, «умножал свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного».Волшебства в «удивительном действии» не было: прибор сделали из алебастра в виде чаши, которую изнутри обклеили зеркалами. В центре стояла свеча — благодаря отражениям свет усиливался в несколько раз.Еще одно изобретение мастера — устройство, с помощью которого можно было проецировать световые фигуры. В 1779 году на празднике в честь дня рождения Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге Кулибин показал на фоне вечернего неба яркое искусственное солнце и движущуюся фигуру Аполлона.Легенда XIX века — «физический и механический кабинет» Антона Гамулецкого. Небольшую «магическую» комнату, оформленную зеркалами, называли одной из достопримечательностей Петербурга.Тем, кто в нее входил, казалось, что они попали в бесконечную анфиладу огромных залов, а фарфоровые кубки и вазы вдоль стен усиливали это впечатление. Представление Антона Гамулецкого не связывали с магией — секрет трюков хозяин кабинета объяснял сам с точки зрения механики, оптики или физики. Позже он открыл еще несколько комнат. Самой масштабной был «Храм очарований, или Механический, физический и оптический кабинет господина Гамулецкого де Колла». Там фигуры двигались, пели, танцевали, разговаривали и даже отвечали на вопросы публики.Одно из самых ярких впечатлений очевидцев — металлический ангел человеческого роста, который парил в воздухе. Гамулецкий заставил статую летать, особым образом расположив магнит и железо.Александр Полянский, он же Бен-Сулейман, он же Паи, — факир, который прославился как «человек-фонтан». Артист выпивал на глазах у публики до сорока стаканов воды, затем проглатывал рыб и лягушек. По желанию публики Полянский мог поочередно их выплевывать, а после этого извергать изо рта фонтан, окрашенный в любой цвет радуги.Фокус объясняли следующим образом: лягушки проскакивали через пищевод в желудок, как пилюли или устрицы. Чтобы выбросить их обратно, факиры, тренируясь, принимали сильное рвотное лекарство. Постепенно они добивались того, что желудок сам начинал извергать все содержимое.Полянский — не единственный факир, который показывал фокусы с риском для жизни. В начале XX века такие представления были популярны: иллюзионисты прокалывали тело булавками, прибивали язык гвоздем к доске, кусали горячее железо, ломали о голову камни.Самые отчаянные шли дальше — изображали покойников. Факир по фамилии Каспарди получил прозвище «живой труп». Его в стеклянном ящике закапывали в землю. Шокирующе выглядела подготовка номера: фокуснику затыкали рот, горло и нос ватой, глаза заклеивали пластырем, а голову обматывали шарфом. Каспарди удавалось провести под землей 14 минут, а после номера его возвращали к жизни при помощи эфира.Современники говорили, что у артиста Романа Арраго «арифмометр в голове». Он удивлял публику тем, что мог мгновенно умножать, делить и возводить в степень любые числа и извлекать квадратные корни. И не только: Арраго с легкостью отвечал на вопросы зрителей. Он помнил множество дат исторических событий и дни рождения знаменитых людей.Но и это не было пределом возможностей. Журнал «Огонек» от 1912 года называл Арраго «королем чисел» и писал: «По окончании сеанса он повторяет на память все те цифры и данные, с которыми пришлось оперировать во время своего опыта. А таких чисел набирается от 50 до 75!»Секрет артиста объясняли выдающимися математическими способностями и превосходной памятью. Сам он говорил, что каждая цифра словно врезалась в мозг и окрашивалась в собственный цвет: семерка казалась зеленой, пятерка — красной.Сценическая карьера Арраго сложилась удачно: он пришелся по душе публике после революции, гастролировал по воинским частям и госпиталям во время Великой Отечественной войны, а во второй половине 1940-х годов работал в цирках и театрах.Автор: Мария Соловьёва»,

culture.ru