Загадочный мир

Загадка — особый жанр народного творчества. С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. «Культура.РФ» вспомнила самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир.

Первая печатная подборка народных загадок Михаила Чулкова

Загадочный мир

Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии. Его развивали Алексей Дубровский, Александр Сумароков, Михаил Херасков, Ипполит Богданович. Итогом такого увлечения фольклором стала печатная публикация первых народных загадок. Ее вдохновителем и создателем был Михаил Чулков.

Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе — «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».

«Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.

Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль)
Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым)
Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)
Боярыня, княгиня, весь мир надарила, а сама нагая ходит. (Игла)

И швец, и жнец, и в дуду игрец. Василий Лёвшин

Загадочный мир

В примечаниях к тексту «Евгения Онегина» Александр Пушкин оставил небольшую ремарку: «Лёвшин, автор многих сочинений по части хозяйственной». Сложно угадать в этой подписи имя известного собирателя русского народного творчества Василия Лёвшина. Впрочем, знаменит он был не только как фольклорист: его двенадцатитомный труд по ведению домашнего хозяйства «Всеобщее и полное домоводство…» был весьма популярным руководством среди помещиков. Лёвшин — яркий представитель русского Просвещения. Он долгое время работал совместно с журналистом Николаем Новиковым, написал и перевел с итальянского, французского и немецкого языков свыше ста произведений, был одним из первых утопистов в русской литературе и автором небольшой повести «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве», в котором описал путешествие на Луну. Наконец, литератор создал первую в России поваренную книгу «Русская поварня», которая в 2016 году отметила свое двухсотлетие.

Не менее значимым стал его труд в качестве собирателя русского фольклора. Его работа «Русские сказки» открыла российскому читателю богатырские образы Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Чурилы Пленковича. А началом деятельности Лёвшина была книга «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» 1773 года — сборник со 110 загадками. Они были посвящены разным темам: от явлений природы до человека и его повседневной жизни. Автор не всегда дословно воспроизводил народный говор, но старался приблизить к простой речи современный ему язык. Также Лёвшин включил в сборник загадки о предметах, известных читателю того времени, — о румянах, часах, шляпах.

По произволению моему показываю я мою голову без убора и волос. Кто полное мое лицо видит, то зрит и все тело, которое я являю по частям. Никогда на месте не стою, но ни разу не шагаю. (Месяц/луна)
Со времени моего рождения должна я беспрестанно бежать: все живущие приходят ко мне во множестве: тело мое есть без членов, и хотя рук у меня нет, но никакая сила против меня не устоит. (Вода)
Меня на свете нет сладчае горчае, приятнее и мучительнее. Чрез мое пробуждение смертные населяют землю, а без меня не могут они быть. (Любовь)
Природа меня поместила между двух явных светил. Вишу над ямкою, в кою никогда упасть не могу. Никакая красота без меня не совершенна и сами владельцы мои покои выметают. (Нос)
В числе зверей и скотов поставить меня не можно, хотя я и четвероногой. Рук я не имею, бываю без головы, и хотя с места на место перехожу, но ноги тела моего не носят. Впрочем, нет ни одного собрания, где я бы не занимал первого места. (Стул)

Начало научного собирания загадок. Иван Сахаров

Загадочный мир

Работа Василия Лёвшина стала очень популярна в светском обществе. В модных салонах часто упражнялись в смекалке, разгадывая загадки «для невинного разделения праздного времени». Любовь читателей к ребусам привела к появлению целой серии книг, вобравших в себя загадки как иностранного, так и русского происхождения: «Увеселительные загадки со нравоучительными ответами, состоящие в стихах», «Сто и одна загадка», «Детский гостинец, или 499 загадок с ответами в стихах и прозе».

Зачатки собирательства в современном понимании появились во второй четверти XIX века, с возникновением движения славянофилов после Отечественной войны 1812 года. Самобытный исторический путь России многие деятели культуры связывали с народными традициями и фольклором.

«Напрасно думали, что только одни записи летописцев могут служить основанием для истории Русского народа. Разве наши песни, наши сказки, наши былины, наши поверья были выражением других народов? И будто Русский так может думать? Нет! Он знает, что все это было в его родной стороне, что все это высказывалось нашими предками, и обо всем этом забывают говорить в историях Русского народа».

Руководствуясь такими мыслями, выпускник медицинского факультета Московского университета Иван Сахаров решил совместить профессию лекаря и этнографа. Наиболее известным трудом собирателя стал трехтомник «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1836–1841). Под «семейной жизнью» автор понимал народный быт, поэтому в его сказания вошли как русские народные песни, «праздники», славяно-русская мифология, игры, присловья, «свадьбы», так и русское народное чернокнижие, связанное с суевериями и чародейством. Наблюдал за народным бытом Сахаров в Тульской, Калужской, Рязанской и Московской губерниях.

Загадки были напечатаны в первом томе «Сказаний…». Изначально они находились в составе пословиц русского народа, поскольку многие пословицы сохраняли элемент скрытого смысла и со временем становились загадками. Заслуга Сахарова в том, что он поместил загадки в отдельный раздел, выделив их как жанр.

Около прорубки
Стоят белые голубки. (Зубы)
Старик метет по горнице,
Метлы летят по околице. (Паутина)
Сам наг,
Рубашка в пазушке;
Сам бел,
Детки красны. (Свеча)
Идет ни мужик, ни баба,
Несет ни сгибень, ни пирог. (Книга)
Кругло, мало,
Всякому мило. (Деньги)
Стоят вилы,
На вилах бочка,
На бочке кивало,
На кивале зевало,
На зевале мигало,
На мигале остров,
На острове возы ходят. (Человек)

Угасшая звезда собирательства Ивана Худякова

Загадочный мир

Дело Ивана Сахарова продолжил Иван Худяков. Он издал свою первую книгу «Сборник великорусских народных исторических песен» в 18 лет, но уже в 34 года бесславно погиб, сосланный в Сибирь за поддержку революционного движения 1860–70-х годов.

В 1861 году Худяков предпринял попытку напечатать все известные на тот момент народные загадки. Автор разбирал архивы Русского географического общества, проводил систематизацию накопленных загадок, собирал данные в «разных местах Великой России». В итоге он выпустил сборник «Великорусские загадки», который представлял собой практически научную работу. В издании загадки (около семисот) вместе с отгадками были размещены по алфавиту — а также в нем присутствовали иностранные аналоги загадок (немецкие, литовские, малорусские).

Когда я молод был,
Светло светил,
Под старость стал,
Меркнуть стал. (Месяц)
Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнем на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех равно будит. (Петух)
Утка крякня
Берег звякня,
Детки бегут,
По свечке несут. (Церковь)

Исследователь народной души Владимир Даль

Загадочный мир

Имя Владимира Даля знакомо многим в связи с Толковым словарем живого великорусского языка, который на долгое время стал основным изданием такого рода в России. Над его созданием Даль трудился более пятидесяти лет — но в это же время он активно собирал русский фольклор.

Философию русского народа, отраженную в фольклоре, Даль изучал во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, польской кампании 1830–1831 годов, службы в Оренбурге и Нижнем Новгороде. Свыше тысячи загадок, собранных Далем, было опубликовано в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Однако автор не последовал примеру Сахарова и Худякова и не выделил загадки в отдельную главу. Владимир Даль придумал другой способ изложения. Он разделил собранные данные по предметному принципу.

«В этом сборнике, который не есть катехизис нравственности, ниже наказ обычаям и общежитию, именно должны сойтись народная премудрость с народною глупостию, ум с пошлостию, добро со злом, истина с ложью; человек должен явиться здесь таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он, в частности, в нашем народе; что худо, того бегай; что добро, тому следуй; но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть», — записал Даль в напутствии к изданию.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)
Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Новое начало. Дмитрий Садовников

Загадочный мир

Именитый фольклорист Дмитрий Садовников сумел собрать и опубликовать три с половиной тысячи загадок. В историю русской культуры Садовников вошел еще и как поэт: именно он — автор текста песни «Из-за острова на стержень», которую часто исполнял Федор Шаляпин.

«Одно лето, проведенное в деревне, навело меня на мысль собрать народные загадки, бывшие в таком забросе и почти неизвестные публике», — записал Садовников в предисловии к изданию. Книга «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» вышла спустя четырнадцать лет после труда Даля. В отличие от предшественника, Садовников разграничил загадки и пословицы, дав конкретное определение: «В первых [загадках] отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних — вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики». Кроме того, он разбил загадки на смысловые группы. В собрание Садовникова, помимо собственных материалов, вошли и загадки Сахарова, и Ивана Снегирева, и Худякова, и Даля. Так он обобщил и приумножил дело сохранения народной загадки.

Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся? (Окно)
Выше лошади, ниже собаки. (Седло)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Еду, еду — следу нет;
Режу, режу — крови нет;
Рублю, рублю — щепок нет. (Вода)
Кто сидит сорок недель в тюрьме, оттуль навеки выпустят? (Младенец)
Вечером — водой,
Ночью — водой,
А днем — на небеса. (Роса)
Не куст, а листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Автор: Татьяна Григорьева

Теги:Публикации раздела Традиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Забавы, в которые играли наши бабушки.","url":"https://www.culture.ru/materials/98130/kak-igrat-v-biryulki","@context":"http://schema.org","name":"Как играть в бирюльки","alternateName":"Как играть в бирюльки","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/f6809ff432f41f7038d0f4589bf364fb.jpg","caption":"«,»width":1000,"height":733},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2016-04-05T10:00:00.000Z","articleBody":«Сегодня настала эпоха гаджетов и интернета, а всего пару десятков лет назад дети проводили все свободное время на улице и играли в незамысловатые резиночки, классики и казаки-разбойники. Мы решили отмотать время еще дальше в прошлое и вспомнить забавы, в которые играли наши бабушки и даже бабушки наших бабушек. Ретро сегодня популярно — предлагаем прочитать правила и сыграть.В этой игре партнера выбирают с завязанными глазами, на ощупь. Юноши закрывают глаза, берутся за руки и становятся в круг, а девушки водят вокруг них хоровод. Через некоторое время ведущий свистит. В этот момент каждая участница должна выбрать молодого человека из числа тех, кто оказался рядом. Парни так и остаются с закрытыми глазами, а девушки берут их за руки и водят по кругу. Смена молодого человека происходит три раза. В финале игры юноши должны выбрать девушку, которая понравилась им больше всего.Лапта известна с XIV века. На ее основе появилось множество западных спортивных игр, например, бейсбол и крикет.Нужны войлочные мячи и бита. Игра проходит на поле — на нем проводят две черты на расстоянии 50 метров друг от друга. Участники делятся на две команды, нападающие и защитники. Игрок одной из команд подбрасывает мяч и пытается отправить его битой как можно дальше. Затем он же должен добежать до противоположной стороны площадки и обратно, не дав противнику попасть по себе пойманным мячом.Название стало куда более употребляемым, чем сама игра. По правилам, на ровную поверхность насыпают горку соломинок. Каждый участник старается вытянуть по одной, не сдвинув при этом общую конструкцию. В противном случае ход передается другому. Побеждает участник, который собрал больше всего соломинок. Вместо них в игре можно использовать что угодно, например спички или зубочистки.Старорусская «держи-хватайка» рассчитана на скорость и маневренность. Ее участники разбиваются на пары, берутся за руки и встают друг за другом, впереди — водящий. Игроки хором поют: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!» После этого последняя пара расцепляет руки и бежит в начало колонны: один справа, второй слева. Водящий пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки и встанут впереди. Если ему удается, он становится парой вместе с пойманным игроком. А водит тот, кого не поймали.Игра подойдет тем, у кого много свободного времени и есть под рукой веревка.Участники становятся в круг и берут в руки веревочку. В центр становится водящий, который должен ударить одного из играющих по руке. Во время атаки можно отпустить от веревки только одну руку. Тот, кто отпустит обе, сам становится водящим.Городки называли также «рюхи», «чушки» или «свинки». На кон ставят разные фигуры из пяти цилиндрических деревянных столбиков. Существует 15 вариаций разной сложности: «Вилка», «Звезда», «Колодец» и другие. Игра начинается с простых фигур, которые постепенно усложняются. После чего их разбивают, бросая биту. Главная задача — выбить фигуры наименьшим количеством бросков.Главное в этой игре, чтобы соседи с нижнего этажа были людьми терпеливыми и лояльными. Выбираются двое водящих. Они садятся на пол друг напротив друга, соединяют стопы, а руки держат за спиной. Водящим завязывают глаза, чтобы они не могли подсматривать. Остальные игроки подходят к ним с одной стороны, кричат: «Без соли!» — и перепрыгивают через их ноги. Перескакивая обратно, нужно выкрикнуть: «Соль!» В этот момент водящие пытаются поймать руками прыгающего игрока. Если это удается, игрок меняется местами с тем, кто его поймал.Как детские библиотеки становятся клубами по интересамРаботать играючи... в куклы. Культпоход по кукольным театрам РоссииБольше, чем игрушка»,

culture.ru