Корнет Шурочка Азарова, бесприданница Лариса Огудалова, девушка мечты Остапа Бендера — все эти роли стали первыми в кинокарьерах знаменитых советских актрис. Лариса Голубкина на съемках научилась ездить верхом, Любовь Полищук несколько раз падала на пол во время танго с Андреем Мироновым, а Лариса Гузеева брала уроки сценической речи. Читайте на нашем портале о дебютных работах любимых артисток.
Лариса Голубкина — «кавалерист-девица» Шурочка Азарова
Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой и Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского (в центре) в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)
Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)
Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой и Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)
В 1962 году Эльдар Рязанов снял комедию «Гусарская баллада», в которой впервые обратился к исторической тематике. Благодаря этому фильму прославилась студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. В «Гусарской балладе» она сыграла Шурочку Азарову, которая выдает себя за юного кавалериста.
На роль Шурочки пробовались многие актрисы, которые к тому времени уже были известными: Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Светлана Немоляева. Режиссер остановил выбор на Алисе Фрейндлих, но затем передумал: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Лариса Голубкина на роль «мальчика» подошла, но ей не хватало опыта работы в кино. Поэтому Рязанову пришлось на время стать педагогом и лично заниматься с юной актрисой. Специально для «Гусарской баллады» Голубкина научилась скакать верхом и фехтовать, сама исполняла многие сложные трюки.
Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И еще целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы.Лариса Голубкина о съемках в фильме «Гусарская баллада»
Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера
Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)
Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)
Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)
Роль Любови Полищук в фильме Марка Захарова «12 стульев» была совсем небольшой. Она сыграла девушку из фантазий Остапа Бендера, в роли которого снимался Андрей Миронов, и исполнила с ним страстное танго. Однако этот эпизод Полищук вспоминала как один из самых сложных в своей актерской работе.
Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед — сниматься. Танец был невероятно сложный: Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было!Любовь Полищук о съемках в картине «12 стульев»
По сюжету Остап Бендер во время танца подхватывал героиню Полищук на руки, а затем бросал на пол. Чтобы снять эту сцену, на то место, куда должна была упасть актриса, уложили пружинный матрас, а сверху на него постелили несколько мягких матов.
Именно после этой маленькой роли Любовь Полищук стала знаменитой. Ее узнавали на улицах: сначала прохожие просто восклицали «Смотрите, артистка идет!» — а вскоре стали называть ее по имени.
Нонна Мордюкова — Ульяна Громова из «Молодой гвардии»
Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой (вторая справа) в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой (справа) в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Фильм «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева стал дебютом для многих советских актеров. Режиссер Сергей Герасимов пригласил на главные роли студентов ВГИКа — Вячеслава Тихонова, Георгия Юматова, Клару Лучко, Инну Макарову. А юную донскую казачку Ульяну Громову сыграла начинающая актриса Нонна Мордюкова.
«Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь. Конечно, артисты мы были еще «зеленые», профессионализма у нас было маловато, но живая история войны, увиденная собственными глазами, атмосфера Краснодона, куда мы приехали на четыре месяца и где нас приняли со всей душой, — все это создало вокруг нас такую обстановку, которая исключала всякую фальшь.Из воспоминаний Нонны Мордюковой
За роль Ульяны Громовой Нонна Мордюкова получила одну из высших советских наград — Государственную премию СССР. Кроме того, на съемках «Молодой гвардии» актриса познакомилась со своим будущим мужем — Вячеславом Тихоновым.
Лариса Гузеева — «бесприданница» Лариса Огудалова
Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой (слева) и Алиса Фрейндлих в роли Хариты Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)
Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)
Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой и Андрей Мягков в роли Юлия Карандышева в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)
В 1977 году Эльдар Рязанов экранизировал пьесу Александра Островского «Бесприданница». Фильм вышел под названием «Жестокий романс»: режиссер не стал использовать заголовок пьесы, потому что хотел избежать сравнений с картиной «Бесприданница» 1936 года.
Красавицу-бесприданницу Ларису Огудалову сыграла 24-летняя Лариса Гузеева. На пробы она пришла в коротких джинсах и с разноцветными ногтями: на первый взгляд, ничего общего с утонченной барышней из XIX века в ее облике не было. Однако из всех кандидаток режиссер выбрал именно Гузееву.
Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом...Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Для этой роли Ларисе Гузеевой пришлось много работать над речью. Она родилась в Оренбургской области и никак не могла избавиться от характерного говора. Эльдар Рязанов вспоминал, что эту особенность можно было бы оставить, но тогда всем актерам пришлось бы изображать такую же речь. Романсы в фильме исполняла за Гузееву джазовая певица Валентина Пономарева.
Лия Ахеджакова — сын старшины в фильме «Возвращение»
Лия Ахеджакова в роли Петрушки (слева) в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)
Лия Ахеджакова в роли Петрушки в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)
Лия Ахеджакова в роли Петрушки (справа) в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)
Лия Ахеджакова дебютировала в кино в 30 лет. Первой ее работой стала эпизодическая роль подростка Петрушки в картине Виктора Рыжкова «Возвращение». Невысокая стройная актриса со звонким голосом играла в амплуа травести и на театральной сцене: она легко перевоплощалась в мальчиков.
Ахеджакова любит людей. Ее огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и все это проникает в сердца зрителей. Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось.Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Благодаря роли Петрушки Ахеджакову заметили другие режиссеры. В 1973 году Михаил Богин пригласил ее на одну из главных ролей в фильме «Ищу человека». За эту работу актриса получила несколько призов на международных кинофестивалях в Варне и Локарно. А еще через несколько лет Ахеджакова прославилась комическими ролями в фильмах Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж».
Автор: Ирина Кирилина
Теги:КиноПубликации раздела Кино
Смотрите также
{"@type":"Article","description":"«Астенический синдром», «Три истории», «Настройщик» и другие.","url":"https://www.culture.ru/materials/253438/glavnye-filmy-kiry-muratovoi","@context":"http://schema.org","name":"Главные фильмы Киры Муратовой","alternateName":"Главные фильмы Киры Муратовой","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/a40e9baa0e21af81931703ff120461e0/c21062fc778b1f77808672c66b99c18c.png","caption":"Кира Муратова. Фотография: liferead.media","width":868,"height":651},"articleSection":"Публикации раздела Кино","datePublished":"2018-09-26T13:45:43.328Z","articleBody":«Кира Муратова за свою жизнь создала 20 фильмов — авангардных, артхаусных, неоднозначных. В ее картинах снимались Владимир Высоцкий и Рената Литвинова, Олег Табаков и Алла Демидова. В фильмографии режиссера такие шедевры, как «Астенический синдром», «Три истории», «Настройщик». Портал «Культура.РФ» рассказывает о пяти значимых фильмах режиссера.Кира Муратова не только была режиссером и одним из сценаристов фильма, она сыграла жену главного героя. Утвержденная на эту роль актриса Антонина Дмитриева заболела — и ее заменила Муратова. Актер, который должен был сыграть геолога Максима, тоже поменялся: Станислав Любшин отказался от «Коротких встреч» ради съемок в сериале «Щит и меч». Тогда на эту роль позвали Владимира Высоцкого. Он писал об этом жене Людмиле: «А на следующий день (это еще пока в Одессе) дали мне почитать еще один сценарий, режиссер женщина. Кира Муратова, хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде (фотография оттуда), сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили (ударение следует делать на слове хорошо)».Первый фильм Киры Муратовой вышел на экраны в июле 1967 года. Правда, его показывали только в киноклубах и небольших кинозалах, а потом и вовсе убрали на полку. В массовом прокате картина появилась спустя 20 лет — в 1987 году ее посмотрели более 4 миллионов зрителей. В 2001 году ленту показали на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.В конце 1980-х годов на экраны вышел один из самых известных фильмов Киры Муратовой — «Астенический синдром». Критики называли его «шедевром пессимизма» и «социальным диагнозом». Фильм состоит из двух киноновелл — черно-белой и цветной. Каждую часть фильма можно считать самостоятельным произведением.Несмотря на ограниченный показ ленты в Советском Союзе (из-за нецензурной лексики в фильме), картина взяла «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале 1990 года. В этом же году «Астенический синдром» получил премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм».Артхаусный фильм «Три истории» вышел в прокат в 1997 году. В его основе — три новеллы об убийствах: «Котельная №6», «Офелия», «Девочка и смерть». В этих историях нет логики: убийцами становятся люди, на первый взгляд не способные на преступление.Сценарии к новеллам Кира Муратова попросила придумать знакомых: с каждого — по рассказу о преступлении. Первую историю написал Игорь Божко. Сценарий «Офелии» — Рената Литвинова, она же исполнила главную роль во втором фильме. «Девочку и смерть» написала Вера Сторожева. В последней новелле сыграл Олег Табаков. В 1998 году он был номинирован на премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана.Одна из самых успешных картин в фильмографии Киры Муратовой — криминальная история «Настройщик». Фильм снят на основе мемуаров криминалиста царских времен Аркадия Кошко, лучшего сыщика мира по заключению конгресса криминалистов 1913 года.Заглавную роль — уже третью в фильмах Муратовой — исполнила Рената Литвинова. Ее возлюбленного, настройщика роялей, сыграл Георгий Делиев. Фильм участвовал во внеконкурсной программе 61-го Венецианского фестиваля, а также получил несколько номинаций кинопремии «Ника».Мировая премьера последней картины Киры Муратовой прошла на Римском кинофестивале 2012 года. В этом же году фильм стал лауреатом премии «Ника» «За лучший фильм стран СНГ и Балтии».В центре сюжета — бесконечные кинопробы, в которых повторяется одна и та же сцена. Встречу бывших однокурсников — мужчины и женщины — играют разные актерские пары. Он возвращается к ней спустя много лет, а Она никак не может понять, кто перед ней: ведь у героя был брат-близнец.В комедии снова снялась Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова, Георгий Делиев и другие. Музыку к фильму написала Земфира.Автор: Евгения Ряднова»,