Как развлекались на Масленицу

Масленица была единственным временем в году, когда поощрялось объедание, бражничество и даже драки. Любое разгульное на первый взгляд развлечение имело сакральный смысл. «Культура.РФ» рассказывает, для чего в старину катались с ледяных гор, по каким правилам бились стенка на стенку и зачем закапывали молодоженов в снег.

Масленица — символ конца зимы и начала весны. После принятия христианства дата праздника стала зависеть от начала Великого поста, который, в свою очередь, привязан к переходящей дате Пасхи. В древности же Масленицу отмечали в одно и то же время. По одной версии, это был день весеннего равноденствия, по другой — Власьев день, 24 февраля по новому стилю. Имя святого Власия, покровителя скота, в названии этого дня появилось взамен языческого скотьего бога Велеса. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.

Объедание и братчина

Как развлекались на Масленицу

Александр Брусилов. Масленица (фрагмент). 1999. Частное собрание

На Масленицу много ели и пили. Своеобразной ритуальной трапезе перед Великим постом уделяли особое внимание — так люди «моделировали» будущую сытую жизнь. Самое известное масленичное блюдо — блины — было частью поминального стола. Поминая усопших предков, крестьяне просили их поддержки во время грядущей посевной. Во многих регионах была распространена братчина: к застолью варили пиво в складчину большой компанией или целой деревней. Всей же деревней его распивали. В северных губерниях бражничали «на высокий лён», а в окрестностях Харькова — «чтоб скот родился».

У пермяков на Масленицу каждый хозяин варит брагу, пиво, а зажиточные покупают и вино. Потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно пекут блины, оладьи сырные (творожные); а некоторые и рыбные пироги, яичницы, солянки и варят уху. Мужчины и бабы ходят из дома в дом, ездят из деревни в деревню к родным и знакомым на угощенье.Из книги «Русский народ» этнографа Михаила Забылина.

Стоит помнить, что еще 100 лет назад люди были постоянно заняты физическим трудом, а еда не была чем-то легко доступным. Поэтому объедание для крестьянина XIX века и для современного человека — разные понятия.

Катание в упряжках

Как развлекались на Масленицу

Алексей Степанов. Катание на Масленицу (фрагмент). 1910. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь

С обычаем навещать ближнюю и дальнюю родню был тесно связан обряд катаний. У этого занятия изначально был сакральный смысл: катаясь на лошадях вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке, люди помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. К XIX веку такое понимание уже утратилось.

Во время массовых катаний составлялись поезда из десятков саней и дровней, молодежь набивалась в «транспорт» вповалку и с песнями разъезжала по окрестностям. Вся округа съезжалась в самую большую деревню или городок, где проводилась ярмарка. К «съезду» готовились заранее: парни, собиравшиеся искать невесту, покупали новые сани, лошадей украшали нарядной сбруей, девушки одалживали сани у родни и являлись разодетыми на общий сбор.

Чаще всего «съезды» устраивали начиная с четверга Масленой недели. Главным событием был сбор в Прощеное воскресенье. Вот как его описывала корреспондентка «Этнографического бюро» в конце позапрошлого века: «Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходит только днем и заканчивается внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служит первый удар колокола к вечерне. Все буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5–10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост». Вечером Прощеного воскресенья начиналась подготовка к посту, первый удар колокола был знаком окончания Масленицы.

Катание с ледяных гор

Как развлекались на Масленицу

Федот Сычков. Масленица. Катание с гор (фрагмент). 1937. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

Этот обычай должен был обеспечить урожай: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». Ледяные горки строили в каждой деревне, а иногда и по отдельной горке на каждой улице. Катались обычно не по одному, а целой ватагой, сев на салазки, шкуры или рогожи (грубая ткань типа мешковины. — Прим. ред.). Делали «ледянки» — поливали водой плетеную сетку или корзину и выставляли на мороз. Лихие парни могли скатиться на коньках, а то и стоя на ногах, схватившись друг за друга «паровозиком». Это называлось «кататься юром». Вместо салазок и ледянок часто использовали скамейки, а чтобы они лучше катились, их обливали водой и замораживали. Из дерева выдалбливали специальные «лодки», «катульки», «корежки».

Горка была местом встреч для молодежи, которая еще не обзавелась семьей. В старину холостяков высмеивали и порицали, а на Масленицу молодым людям снова напоминали, что пора бы жениться. Парень, скативший на коленях девушку с горы, имел право прилюдно поцеловать ее. Не считалось предосудительным, когда парень скатывался с горы сразу с двумя девицами — по одной на каждом колене.

Игры с молодоженами

Как развлекались на Масленицу

Федот Сычков. Праздничный день (фрагмент). 1927. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

Главными действующими лицами на Масленицу были молодожены. В некоторых районах приглашали только «новоженов» — тех, кто женился в новом году, после Святок. Чаще же «молодыми» считались все, кто сыграл свадьбу после предыдущей Масленицы. Они непременно участвовали в катаниях на санях, навещая всех родственников — обращались к предкам за покровительством и «раскатывали» солнце — источник жизни и плодородия. Отсюда, кстати, и современный обычай кататься в день свадьбы по памятным местам.

Не обходились без новоженов и катания с гор. Например, в Пермской и Вологодской губернии жениха толкали на луб (внутреннюю часть древесной коры. — Прим. ред.) или шкуру, поверх наваливались парни и вся ватага — человек 15–20 — съезжала с горы. В Архангельской губернии молодой супруг кликал жену с вершины ледяной горки, сидя в санях. Она поднималась на гору и садилась на колени к мужу. Окружающие не давали саням скатиться, пока жена не поцелует мужа названное число раз. Широко распространен был обряд закапывания молодых в снег, иногда их вываливали из саней в сугроб. Некоторые исследователи приписывают этим обрядам очистительное и испытательное значение.

Кулачные бои

Как развлекались на Масленицу

Борис Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке (фрагмент). 1897. Художественный музей, Череповец, Вологодская область

Драки на Масленицу тоже были ритуальные. Мерились силой для того, чтобы «родился сильный урожай». Самым удобным местом для боев был лед реки. Запрещалось умышленно наносить друг другу серьезные увечья и мстить за личные обиды. Драться надо было «голыми руками», то есть без палок, ножей и прочих тяжелых или острых предметов. Соблюдалось правило: лежачего и мазку (на ком кровь) не бьют. Самые крепкие мужчины в боях не участвовали, а исполняли роль «наблюдателей» и «спасателей», вмешиваясь в драку лишь по необходимости.

Кулачные бои чаще всего проводились стенка на стенку. В каждой команде был свой «атаман», который расставлял «бойцов» и продумывал стратегию. Сначала на льду сходились два партии мальчиков от 10 лет и старше, затем парни-женихи и, наконец, мужики. В Нижегородской губернии стенка на стенку дрались замужние женщины, «чтобы лён родился».

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка». Здесь каждый выбирал себе противника по росту и силе и боролся с ним до полной победы или поражения. Затем «сцеплялся» с новым противником. Этот вид кулачных боев был не очень распространен: он считался наиболее жестоким, нередко провоцировал участников на сведение личных счетов.

Взятие снежного городка

Как развлекались на Масленицу

Василий Суриков. Взятие снежного городка (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что эту забаву придумали в Сибири, откуда она распространилась в некоторые центральные губернии. Возникла она относительно поздно, в начале XVIII века. Казаки, старейшее русское население Сибири, устраивали своего рода «историческую реконструкцию» в память о покорении дальних земель. Заранее строилась снежная крепость с воротами. Для прочности в основание городка вбивали бревна; чтобы стены и ворота обледенели, их поливали водой. В Прощеное воскресенье участники делились на две команды: пешие обороняли крепость, конные — нападали. Встречался и другой вариант:

«В Енисейской губернии парни строят на льду ледяную крепость с воротами; сажают туда охранительную стражу. Пешие и конные идут в атаку; пешие лезут на стену, а конные врываются в ворота; осажденные обороняются метлами и нагайками. По взятии крепости победители идут с торжеством, поют песни и кричат радостно. Отличившихся ведут впереди, потом все пируют». Так взятие снежного городка описывал в XIX веке этнограф Александр Терещенко. Иногда главного героя штурма, первым прорвавшегося в крепость, обливали водой или заставляли искупаться в проруби.

В окрестностях Красноярска городок представлял собой ворота без стен. Один из нападавших должен был прорваться сквозь ворота и разрушить верхнюю их перекладину. Такой вариант забавы и изобразил потомок енисейских казаков Василий Суриков на своей картине «Взятие снежного городка».

Проводы Масленицы

Как развлекались на Масленицу

Александр Брусилов. Масленица (фрагмент). 1999. Частное собрание

Как мифологический персонаж Масленица символизировала зиму и смерть. Чучело Масленицы — огромную соломенную бабу — в начале Масленой недели встречали с величальными песнями, возили в санях, катали с горок. В последний день праздника, Прощеное воскресенье, Масленицу провожали: хоронили, разрывали на части или сжигали. Нередко этот обряд проходил вообще без какого-либо чучела. Например, в Пошехонском уезде Ярославской губернии в течение всей Масленой недели народ собирал дрова для гигантского костра, это и называлось «сжечь Масленицу». Сжигание должно было обеспечить возрождение молодого нового мира.

В некоторых местах через «прощальный» костер прыгали, в других — сжигали весь собранный в деревне мусор или бросали в костер блины, масло и прочую скоромную пищу. Уголь и пепел от масленичного костра зарывали в снег или развеивали над полем. Считалось, что так земля быстрее прогреется и лучше родит.

Обряд «похорон» Масленицы, по словам фольклориста Владимира Проппа, был тесно связан с ритуальным смехом. Поэтому сжигание сопровождалось процессией из ряженых, разыгрывались народные комедии. Крестьяне вплетали в рассказ о житье-бытье главных персонажей — Масленицы, Блина и Воеводы — реальные события, высмеивали всем известные проступки односельчан. На Масленицу можно было «продергивать» даже барина, полицию и губернатора.

Автор: Екатерина Гудкова

Теги:Публикации раздела ТрадицииТрадиции

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Интересные факты из истории главного блюда русской Масленицы.","url":"https://www.culture.ru/materials/173463/blincy-blinchiki-bliny-kak-kolesa-u-vesny","@context":"http://schema.org","name":"Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны","alternateName":"Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/658669.jpg","caption":"«,»width":1000,"height":563},"articleSection":"Публикации раздела Традиции","datePublished":"2017-02-20T00:00:00.000Z","articleBody":«Вспоминаем историю традиционного русского блюда, а также связанные с ним обряды и традиции вместе с Натальей Летниковой.Первый блин — из киселя. Существует несколько версий о том, как блины появились в русской кухне. Некоторые исследователи считают, что блюдо изобрели случайно: поджарился овсяный кисель. По другой версии, рецепт мог появиться на Руси вместе с варягами. Историк и кулинарный исследователь Вильям Похлебкин считал, что блины в русской кухне появились еще до IХ века. На стоянке восточных славян кривичей около озера Ильмень археологи нашли фрагменты плоских блюд, в которых наши предки могли хранить блины.Жертвенный хлеб в Древней Руси. До Крещения Руси блины использовали как жертвенные хлеба, когда молились языческим богам Перуну и Яриле. Круглый, как солнце, блин стал символом проводов зимы и встречи весны. Процесс приготовления блюда в старину был своеобразным таинством. Рецепт опары хранили в тайне, замешивали на берегу реки или у колодца, обращаясь с заклинаниями к месяцу: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки, выгляни в окошко, подуй на опару». По славянским преданиям, блины можно есть только руками: если разрежешь их, то накличешь беду.«Без блина не маслена». С традиционным блюдом, без которого не обходится ни одна Масленица, связано много праздничных обрядов Сырной недели. Походы по гостям «на блины» в Масленую неделю начинались в среду — в первую очередь, как правило, шли «к теще на блины». Первый блин — поминальный — в этот вечер отдавали прохожему, второй должна была съесть мать, третий — отец, и далее по составу семьи до самых младших.На «тещиных вечерах» в пятницу ждали мать супруги с ответным визитом. В Теблешской округе Тверской области существовал обычай прокатить тещу на санках до печи, чтобы она испекла блины по своему рецепту для молодой семьи. В субботу семья собирались на «золовкины посиделки». В Прощеное воскресенье блины оставляли на могилах предков, как под Смоленском, — в память об усопших.
Блины в традиционных русских обрядах. Блины появлялись на столах не только на Масленицу. Например, в Архангельском крае без блинов не обходилась ни одна свадьба. На второй день гуляний блинный стол ставили в доме родителей невесты. Именно на блины гости клали подарки для молодой пары. В Томском Приобье родители невесты ездили на блины в дом жениха.Блины — обязательное блюдо на праздничных застольях духоборов Ростовской области. В Псковской области блинами угощают гостей после крещения младенцев, а в Удмуртии блюдо готовят для традиционных ритуалов в священных местах. Под Брянском блины ставят на стол во время поминальных обрядов.Веками в России пекли блины из самой разной муки: пшеничные, ячневые, овсяные, пшенные, ржаные, чечевичные, гороховые и даже льняные. Главное — крупу перемолоть. По одной из версий, с этим и связано название блюда: первоначально «млин» возникло от глагола «молоть».Популярным блюдом на Руси были блины из гречишной муки. По традиционным рецептам их пекут и сегодня, например в Брянской области. В селе Крыжино в начале Масленой недели блюдо готовят из гречневой муки и других круп, а Прощеное воскресенье встречают уже блинами пшеничными.«Родственники» пиццы. Блины с «припеком» можно считать настоящими родственниками пиццы. В качестве «припёка» можно использовать самые разные продукты: обжаренный лук, тушеную рыбу, яйца, яблоки, грибы, мясо. Пекут эти блины-пироги на сковородке: сначала наливают немного теста, а как подрумянится — добавляют «припёк» и либо заливают тестом и обжаривают с другой стороны, либо в русской печи или духовке допекают с «открытым верхом». Получается «закрытая пицца» в старорусском варианте.
Блины на кулинарной карте мира. Мировая история блинов началась еще в Древней Греции, где блины называли «тагенитасы» — от греческого «сковорода». В Египте в V веке до нашей эры тоже пекли подобные лепешки, только из кислого теста. Французские тонкие блинчики crêpes, английские pancakes, индийские dosa, баварские kaiserschmarrn, эфиопские injera, сомалийские оромо. В каждой стране существуют свои рецепты и особенности приготовления блинов. В английские — добавляют эль и солодовую муку. В Финляндии блинное тесто могут приправить кардамоном, а в Уганде — в изобилии растущими в стране бананами.»,

culture.ru