Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

До 23 февраля в Мультимедиа Арт Музее будет работать ретроспективная выставка итальянского художника Лучо Фонтаны. Впервые в Москву из Музея Новеченто в Милане и Флоренции, Национальной галереи современного искусства в Риме и Фонда Лучо Фонтаны привезли около 60 работ живописца. В их числе — мозаика и изделия из керамики 1940-х годов, а также картины с прорезями и дырами из серии «Пространственные концепции», созданные в 1950–60-х. Портал «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспонатах выставки.

«Портрет Терезиты»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Ранние скульптурные опыты Лучо Фонтаны связаны с керамикой, которой он начал заниматься в 1935–1936 годах. В этих работах художник экспериментировал с цветом и фактурой. Итальянский искусствовед Дуилио Морозини писал, что появление цвета в скульптуре обозначило «резкий поворот в творчестве Фонтаны, новую связь между чувственным опытом и фантазией».

В мозаике «Портрет Терезиты» 1940 года Лучо Фонтана использовал оригинальный прием, при котором под лучами света кусочки смальты как будто размывают силуэт. Произведения 1940-х годов стали основой для появления его холстов с «разрезами» и «дырами».

«Распятия»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Распятие. 1948. Терракота, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Распятие. 1955–1957. Керамика, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Распятие. 1957. Керамика, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В конце 1940-х годов Лучо Фонтана продолжал работать как скульптор. Больше всего его интересовала керамика, в технике которой он создал произведения из серии «Распятия». В работах, застывших в форме креста, можно рассмотреть черты стиля барокко: пышность форм и обилие мелких деталей. С одной из таких скульптур художник участвовал в первой послевоенной Венецианской биеннале в 1948 году. Посетители МАММ увидят 12 керамических распятий, покрытых цветной глазурью, которые Фонтана создал в период с 1940-х по 1960-е годы. До московской выставки они были представлены лишь в римской галерее Боргезе.

«Пространственная концепция»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1949. Холст, бумага, дыры. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. © Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1946 году Лучо Фонтана разработал «Белый манифест». Он выдвигал идею о том, что наука и искусство тесно взаимодействуют между собой и развиваются совместно: «...художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана боролся с академизмом и постоянно экспериментировал, используя новые материалы и формы. Художник пробовал объединить в своих работах живопись и скульптуру. Так в Италии зародилось новое направление современного искусства, которое получило название спациализм. А в творчестве Лучо Фонтаны появились его первые «Пространственные концепции» с «дырами». Художник протыкал их в холсте разными способами и в разном порядке: иногда хаотично, иногда в виде узора. В послевоенные годы это был настоящий вызов консервативному искусству.

Холст для выпускников Академии Брера — сакральная поверхность. Для них не было ничего страшнее, чем дыра на холсте. Но 1948 году Фонтана пришел к тому, что может поставить дыры и увидеть, что за холстом что-то есть. Перфорация стала жестом не менее радикальным, чем «Черный квадрат» Малевича.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

«Пространственная концепция. Ожидания»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидания. 1961. Холст, водоэмульсионная краска, разрезы. Частное собрание. © Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019. Фотография Даниэле Молайоли

В 1958 году в своей миланской студии Лучо Фонтана впервые прорезал полотно ножом. Над произведениями из цикла «Разрезы» он работал до конца своей жизни. Позже художник писал: «Я… создаю новое, бесконечное измерение. В этом и смысл: новое измерение, открывающее доступ в космос». Впервые произведения с разрезанными холстами публика увидела в Милане в феврале 1959 года.

Красный холст «Пространственная концепция. Ожидания» художник создал в 1961 году. Полотно не было разрезано насквозь — с изнанки отверстия от ножа аккуратно проклеены черной марлей.

Кого угодно можно научить фигуративу. Всем кажется, что это сложнее, чем разрезать холст. Мы готовили экспозицию два года непрерывно, и у нее есть определенный смысл. Нам было интересно связать поиски мирового классика с работами наших авторов — Владимира Янкилевского, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. В 60-е эти художники ставили ту же самую проблему, что и Фонтана: что такое бесконечность.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Красный холст с разрезами — одно из десяти самых дорогих полотен мирового современного искусства. В 2010 году его продали на аукционе Sotheby’s за 1,5 млн долларов (почти 96 млн рублей). Вариант этого произведения можно увидеть на выставке в МАММ.

«Пространственная концепция. Ожидание»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидание. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево. Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто. © Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Работу 1965 года под названием «Пространственная концепция. Ожидание» привезли из собрания Городских музеев Флоренции. Полотно разрезано ровно и точно — прямо в середине белого холста. С обратной стороны Фонтана написал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра». По всей видимости, работа посвящена автоматическим станциям, которые в 1965 году СССР запустил к поверхности Луны. В эпоху атомной энергетики и покорения космоса художник продолжал создавать авангардные полотна: именно они, по его мнению, отражали научные достижения и бесконечные горизонты, которые открывали люди.

Сегодня работы Фонтаны кажутся нам очень простыми, потому что мы видели фотографии из космоса, знаем, как движется воздух и вода в океане. Но Фонтана следил за наукой как за развитием искусства.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

«Пространственная концепция. Маленький театр»

Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Маленький театр. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. © Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1964–1966 годах Лучо Фонтана создал цикл «Маленькие театры». Здесь он соединил живописные и скульптурные элементы, чтобы получить новое многослойное пространство. Фонтана использовал холст как задник, на который, словно театральные кулисы, накладывал яркие лакированные рамы. На фоне холста видны волнистые силуэты — они напоминают фантастический пейзаж.

Серия театриков — это произведения, в которых пространство за разрезанным полотном выглядит иллюзорным. Картины Фонтаны предвосхитили живопись на фигурных холстах, которые создавали художники американского поп-арта в 1960–70-е годы.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей и его директора Ольгу Свиблову за помощь в подготовке материала

Теги:МузеиПубликации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Интервью с художником Евгением Добровинским.","url":"https://www.culture.ru/materials/255205/dlya-menya-principialno-skazat-prosto-o-slozhnom","@context":"http://schema.org","name":"«Для меня принципиально сказать просто о сложном»","alternateName":"«Для меня принципиально сказать просто о сложном»","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/e4a2cddbe5b782ed2fe00ddb641bc6cb/aa141175dc1f12b4cad2daef4df15458.png","caption":"«Для меня принципиально сказать просто о сложном»","width":751,"height":563},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2019-12-02T09:50:29.653Z","articleBody":«С 23 ноября по 10 декабря в Лужнецком зале Театрального музея Бахрушина проходит персональная выставка «Евгений Добровинский: Достать чернил и плакат». Она приурочена к 75-летию автора. Главный художник московского театра «Эрмитаж», дизайнер и график рассказал порталу «Культура.РФ», в чем состоит искусство плаката, как создается стиль целого театра и почему каждому важно писать от руки.— Евгений Максович, почему выставку в Бахрушинском музее назвали именно так? Что за работы вы на ней представили и какие из них наиболее дороги вам?— Пастернак — мой любимый поэт, и это стихотворение — «Февраль. Достать чернил и плакать!» — как раз о творчестве: как это сложно и как это просто. К тому же очень близко тому, что вокруг происходит. Выставка — итог почти 50-летней работы. За эти годы я создал сотни плакатов, а сюда отобрал самые лучшие. Самая ранняя — плакат «Дмитрий Шостакович» 1974 года. Это часть моей дипломной работы в Полиграфическом институте. В тот же год он получил золотую медаль на одной из самых престижных выставок в Брно в Чехословакии. Самые поздние — политические плакаты на злобу дня, такие как «Выбирай сердцем» или «Птица счастья завтрашнего дня»; посвященные другим странам — «Япония и Корея» или «70 лет Израилю»; театральные афиши.— Под несколькими работами в Лужнецком зале можно обнаружить необычную подпись «портрет-плакат». Это ваше изобретение или общепризнанный жанр?— Может показаться старомодным, но мне кажется, чем бы ни занимался художник — дизайном, архитектурой, прикладным искусством, он обязан очень хорошо рисовать. Поэтому я все годы, начиная с институтских, много рисую. И вот три года назад я стал делать такие плакаты-портреты: черным карандашом или углем на белой бумаге формата А3. Сначала рисую, потом качественно снимаю, загоняю в компьютер и печатаю в нужном размере. Плакат — это изображение с текстом. А я решил поэкспериментировать и создать портрет в жанре плаката — изображение без текста, которое само по себе «говорит». У меня есть, например, целая серия таких портретов-плакатов великих писателей.— В экспозиции представлены плакаты для спектаклей «Здравствуйте, господин де Мопассан!» для Московского театра миниатюр, «Любовь в раю» для Школы современной пьесы, «Пока все о’кей» для театра «Эрмитаж». Как вы обычно создаете театральную афишу? Сразу видите, какой она будет по форме, цвету, содержанию?— В театре я работаю уже более 40 лет. И каждый театральный плакат для меня — это целое приключение. Я не люблю работать в сжатых сроках и делать афиши за несколько дней. Мне нужно время для прохождения всех этапов. Сначала идет читка пьесы, потом я хожу на репетиции, чтобы понять, как текст «лег» на сцену. Много общаюсь с режиссером. Когда фотографирую, когда делаю небольшие зарисовки того, что происходит на сцене. Это очень деятельный процесс, который в конце концов выжимается и превращается в емкий знак. Для меня принципиально сказать просто о сложном.Бывают, конечно, случаи, когда нужно работать быстро, чтобы успеть к спектаклю. Тогда страдает режиссер — я из него душу вынимаю, чтобы он мне все рассказал. Причем, когда он витиевато и долго повествует, я от него требую все сказанное упаковать в одно предложение. Я работал с десятками режиссеров — Иосифом Райхельгаузом, Михаилом Левитиным, Валерием Фокиным, Марком Захаровым. И они сначала напрягались, но потом выдавали одну фразу, из которой, собственно, и вырастал плакат.— Как вы вырабатывали свой стиль? На кого из российских или зарубежных художников равнялись и где брали вдохновение?— В 1969 году я поступил в Полиграфический институт, где учился у замечательных педагогов. Это было после двух лет в другом вузе, трехлетней службы в армии, году подготовки к поступлению. В общем, мне было уже 26 лет, и я был самый старший на курсе. К тому же женатый. Надо было деньги зарабатывать, поэтому я сразу пошел работать. Делал книжные обложки в издательствах. Потом попал в «Москонцерт». Я любил классическую музыку и пошел делать афиши филармонических концертов. За них мало платили, но я брался за них, так как мне было очень интересно.В это же время я познакомился с ныне покойным художником Ефимом Цвиком. Это необычайно талантливый плакатист, который стал мне и учителем, и другом, хотя был старше лет на десять. Тогда мне было негде работать, а у него была своя мастерская, где он выделил мне уголок. Там я познакомился с плакатистами, которые учились у выдающегося польского художника Генриха Томашевского.Польская школа тогда была самой сильной в мире. Томашевский воспитал в своем классе десятки экстраклассных плакатистов, которые потом разъехались преподавать в другие страны — от Франции до Америки. И именно встреча с его учениками, да и позднее знакомство с ним в Варшаве, дали мне понимание плаката. До сих пор ничего лучше этих плакатов-метафор, плакатов-рифм я не видел. До сих пор они меня инстинктивно пленяют.— Кем вы себя в первую очередь считаете: художником, декоратором, дизайнером? И почему?— Я просто художник в широком смысле этого слова. Потому что я делаю плакаты, книжные макеты, театральную рекламу, много рисую, а также занимаюсь каллиграфией, шрифтом и демонстративным искусством — перформансом: когда на публике в режиме реального времени создаю большие каллиграфические полотна. Раньше я занимался и станковой живописью, сейчас это дается мне тяжело, поэтому занимаюсь станковой графикой.— Над чем работаете сейчас?— Сейчас у нас в «Эрмитаже» премьера спектакля «Меня нет дома» — главного события юбилейного, 60-го сезона театра. Это третий спектакль по Даниилу Хармсу, который поставил наш художественный руководитель Михаил Левитин. К нему я придумал афишу и программку — на блекло-желтом фоне ворона в цилиндре с ключом на носу. И скоро на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction я представлю серию плакатов, посвященных древнееврейскому шрифту. Она состоит из 23 работ и называется «Знаки вечности». Зайдите, посмотрите: как по мне, эта ярмарка — одно из интереснейших культурных мероприятий Москвы.— Вы создали современный облик московского театра «Эрмитаж» — расскажите, как вообще создается стиль целого театра?— Каждый случай индивидуален. Например, для Школы современной пьесы Райхельгауза, когда он сделался театром, я придумал логотип с двумя черными ангелами с серпом и молотом в руках. Потом я перенес этих ангелов с логотипа на афиши постановок. Придумал себе дополнительную трудность, чтобы потренироваться. И в результате, получилось, как мне кажется, очень даже интересно. Взгляните на афишу «Нет слов»: там у изо рта одного силуэта вылетают белые ангелы, а долетают до уха другого уже черного цвета. Люди часто друг друга не понимают — такая вот метафора.С «Эрмитажем» другой случай. Он начинался как Театр миниатюр, театр очень острый на язык. Я пришел туда, когда там ставили концерты-миниатюры наших известных юмористов — Романа Карцева, Виктора Ильченко, Михаила Жванецкого, очень остроумные. А потом туда пришел Михаил Левитин, и появилась крупная форма — обычный двухчасовой спектакль. Я хотел совместить эти истории и в то же время сделать современный знак. Так появился простой красный квадрат — буква «Э» и язык, с которым я долго экспериментировал. Вплоть до того, что делал кучу фотографий разных языков, а потом через долгую дорогу очищений пришел к такой форме.А было такое, что я сделал инновационную для себя концепцию совершенно случайно. В годы ранней перестройки, в середине 1980-х годов, стали назначать молодых режиссеров, переименовывать в театры. Мне позвонил из Волгограда режиссер Отар Джангишерашвили: «Сделай нам фирменный стиль. У нас обычный областной театр драмы, а теперь мы решили сделать новый экспериментальный театр». Приехал в Волгоград, отстроенный после Великой Отечественной войны высотными сталинскими зданиями, и понял, что любая надпись просто затеряется в таком большом городе. Тогда ведь плакаты печатали размером только 60 на 90 сантиметров, других печатных машин не было.Отар говорил «нет» как «нэт», с сильным грузинском акцентом. Тут я понял, что это отличная идея: сократить «Новый экспериментальный театр» до «НЭТ». Так появился логотип. А потом я предложил вместо отдельных плакатов к каждому спектаклю сделать алфавит из плакатов со всеми буквами и пробелами, где присутствовала бы эмблема театра и модернистские геометрические символы. Чтобы потом из них набирать слова. Красил вручную, вырезал, печатал. И когда к премьерной постановке «Ромео и Джульетта» на стенах города появились эти буквы-плакаты, все заметили.— Помнится, вы придумали и собственный стиль-логотип?— Да, я сделал его для своей каллиграфической школы, которую основал в 2004 году. Хотя у меня есть еще и знак Design на плакатах. Это чистая каллиграфия — буквы «Д» и «Е» на красном круге. Я пробовал писать их не менее 500 раз, а потом выбрал один вариант.— Когда вы почувствовали тягу к каллиграфии?— Честно говоря, я даже не знал сначала, что это каллиграфия. Просто писал плакатным пером — в основном в армии: на стенгазетах и каких-то импровизированных плакатах. Тут, кстати, не надо путать каллиграфию и почерк. У меня, например, от природы очень плохой почерк, но когда я делал что-то осознанно, то контролировал руку, выводил каждую букву. А серьезно занялся в институте, где у меня был преподаватель по шрифту. И диплом у меня был в основном шрифтовой — писал сонеты Шекспира. Уже после ко мне стали обращаться люди, чтобы я подготовил их детей к поступлению в институт. Тогда был обязательным вступительный экзамен по шрифту. Можно сказать, занимался репетиторством. Так постепенно моя мастерская стала превращаться в класс и потом школу.— Насколько ваша Школа каллиграфии актуальна сейчас? Кто в основном у вас занимается — дети, молодые люди, взрослые?— В моей школе в основном учатся два типа людей. Одни — профессионалы, которые закончили художественные институты. Дизайнеры, желающие освоить каллиграфию, чтобы добавить качества в свои работы. Другие — совсем не художники, которые хотят освоить каллиграфию как хобби. Для всех действует одно правило — я сразу говорю, что ко мне надо приходить надолго. Минимум на год.
Сегодня, когда жизнь человека складывается из точечных нажатий на сенсорной панели гаджета, каллиграфии как искусству есть что изучать? Как-то изменилось наше письмо за последние годы?
Рука человека становится менее искусной, чем в мои времена. Когда в 1951 году я пошел в школу, тогда были чернильницы-непроливайки, перышко с нажимом, специальные прописи. Так что мы были каллиграфами по сравнению с современными детьми. Сейчас люди совсем писать не умеют. Для современного человека особенно необходимо сохранять руку и тонкую моторику пальцев, которая связана с мышлением. Можно сказать, что заниматься каллиграфией важно с медицинской точки зрения. И в цивилизованных странах это знают. Например, ко мне в мастерскую приехала как-то группа американских каллиграфов. Они все зарабатывают тем, что преподают в университетах. Причем не художественных даже, а физических и математических. Каллиграфия — обязательный компонент их образования.— Современные дизайнеры, которые работают с буквами и шрифтами, называют свои занятия «леттерингом». Это та же самая каллиграфия, или все-таки есть отличия?— Есть различия. Леттеринг — когда пишут буквы, рисуя их. Размечают буквы карандашом, потом раскрашивают. По процессу это больше рисование. А каллиграф формирует буквы одним движением. Как писарь: где-то нажимая, где-то поворачивая, где-то продавливая с помощью специальных инструментов, которых сейчас, к слову, стало очень много.— Если бы вас попросили сделать каллиграфические плакаты-надписи с именами русских писателей, какие шрифты и цвета вы бы использовали, например, для Пушкина, Достоевского, Толстого?— Первое: всех их писал бы черным по белому. Они были бы разными не за счет цвета, а прежде всего — формы. Сделал бы их разными почерками: Толстого — прямым толстым шрифтом, Пушкина — беглым, витиеватым, похожим на тот, каким он сам писал, а Достоевского — кратным и психологически насыщенным.— На нашем портале «Культура.РФ» можно найти книги, спектакли, фильмы. Поделитесь с нашими читателями: что вы часто пересматриваете или перечитываете из отечественных произведений?— Я сторонник классики, почти не читаю современную литературу. Перечитываю бесконечно Андрея Платонова, Бориса Пильняка, Федора Достоевского, но больше, наверное, поэзию — Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского. Очень люблю поэзию моих ровесников, некоторые из них мои друзья: Льва Рубинштейна, Алексея Цветкова, Сергея Гандлевского, Игоря Иртеньева. Этим как-то и кормлюсь. А вот с фильмами совсем сложно. Начинаю скучать, как только становится понятно, что мне хотят сказать. Мне трудно смотреть часа два даже очень хороший фильм, так что я совсем не киношный человек.Фотографии предоставлены организаторами выставки.Беседовала Татьяна Григорьева»,

culture.ru