Аполлинарий Васнецов — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Художник и ученый, историк и поэт русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.
«Сибирь», «Кама», «Северный край». Любовь к Русскому Северу Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.
«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в автобиографии художник.
Вид из окна столовой. Рябово. 1919
Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.
Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет…
Аллея в Абрамцеве. 1917
Васнецов взахлеб пишет серию этюдов неба и «настроенческие» облака, сохранившиеся в Музее-квартире Васнецова в Москве. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.
«Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин. Он отправлялся за этими впечатлениями по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.
«Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор»…
Серый день (Серенький денек). 1883
Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым. Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, в парящая в небе. Природа без прикрас. Именно таким старался изображать окружающий мир художник, отмечая красным карандашом город за городом — около ста пунктов на карте России. Картина «Днепр перед бурей» стала пропуском в Товарищество передвижников.
Днепр перед бурей. 1888
«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.
Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах — и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник получает признание и публики, и маститых коллег. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» — писал в одном из писем Виктору Васнецову Илья Репин.
Родина. 1886
От родных просторов — к историческому пейзажу. Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям.
«Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Художник проследил уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века. И показал разную Москву. Мрачную, как на полотне «Московский застенок. Конец ХVI века», удостоенном золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Радостную и сверкающую в снегах — как на акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле».
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Работая над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.
К каждой работе подходил с научной точки зрения — будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре. При создании декораций к «Садко» Васнецов дважды побывал в Новгороде, но и не забывал давать волю фантазии — как в декорациях к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», где историк уступил место самобытному русскому художнику.
Теги:Публикации раздела Музеи
Смотрите также
{"@type":"Article","description":"Вспоминаем русских мастеров, которым пришлось искать свою дорогу в искусстве.","url":"https://www.culture.ru/materials/78226/pozabytye-zhivopiscy-bratya-izvestnykh-khudozhnikov-bryullov-korovin-i-drugie","@context":"http://schema.org","name":"Позабытые живописцы — братья известных художников: Брюллов, Коровин и другие","alternateName":"Позабытые живописцы — братья известных художников: Брюллов, Коровин и другие","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/308589.jpg","caption":"«,»width":1460,"height":816},"articleSection":"Публикации раздела Музеи","datePublished":"2016-09-28T11:38:00.000Z","articleBody":«Нередко знаменитая фамилия — не подспорье в карьере, а наоборот. Особенно если ты художник и у тебя есть более знаменитый брат. Вспомним пятерых русских мастеров, которым пришлось искать свою дорогу в искусстве, вместе с Софьей Багдасаровой.Блестящий автор «Последнего дня Помпеи» Карл приходился ему младшим братом. Они были сыновьями скульптора Павла Брюлло. Конечная буква «в», которая превратила их французско-немецкую фамилию в русскую, была пожалована братьям императором перед пенсионерской поездкой в Италию. (Третий брат Федор, который специализировался на церковной живописи, остался Брюлло.)Александр много трудился как архитектор (например, построил Михайловский театр). Но в историю русского искусства он вошел как портретист, оставивший множество изображений аристократов пушкинской эпохи. Он предпочитал воздушную технику акварели и был очень популярен.Главный русский сказочник Виктор был старшим из сыновей священника Вятской губернии. (Их третий брат Александр стал учителем и собирателем фольклора.) Виктор, который учился в Академии художеств, вытащил талантливого младшего брата в Петербург, однако тот не пошел по его стопам, в Академию, и сдал экзамен на народного учителя.Со временем Аполлинарий понял, что ошибся и искусство — это действительно его призвание. Он много работал в графике и прославился как автор пейзажных и исторических картин и рисунков, в особенности исторических реконструкций древней Москвы.Его младший брат Константин — один из самых значительных русских «импрессионистов», проявивший себя в разных жанрах. Братья родились в купеческой семье, и Сергей первый пошел по дороге изучения искусств. Любопытно, что Константин сначала хотел учиться на архитектора.В отличие от прославленного брата, чьи полотна кипят жизнью, пышут цветом, хотя порой и бессюжетны и написаны ради чистого наслаждения красотой, Сергей шел по стопам передвижников. Сюжет — назидательный, нравоучительный — был для него главным. Но время подобных картин тогда уже давно прошло...Его брат Александр — один из столпов Серебряного века, был младше его почти на 20 лет. Их отцом был Николай Бенуа — известный архитектор, этой же профессией занялся третий брат Леонтий, а сестра Екатерина, увлекавшаяся живописью, вышла замуж за архитектора Лансере и была матерью Зинаиды Серебряковой.Альберт тоже начинал с карьеры архитектора, но потом переключился на графику. Он стал одним основателей Кружка русских акварелистов, причем из всех жанров Альберт предпочитал пейзажный. После революции он оказался в эмиграции, где умер в возрасте 84 лет в окружении семьи.Его знаменитый старший брат Николай Аргунов был крепостным художником графов Шереметевых. Именно его кисти принадлежат портреты прекрасной Прасковьи Жемчуговой (в том числе во время беременности) и ее мужа-вельможи, который пренебрег всеми приличиями и женился на актрисе. Яков, как и Николай (а также третий брат Павел, ставший архитектором), унаследовал художественные способности от отца — Ивана Аргунова, одного из самых талантливых русских портретистов середины XVIII века.Графиня Прасковья умерла родами, через шесть лет скончался ее супруг, и в память о покойной, согласно его завещанию, все крепостные, в том числе братья Аргуновы, получили вольную.Не обладая даром старшего брата, как частный портретист Яков не преуспел. Зарабатывал он преподаванием живописи и рисунка в училищах и гимназиях, а также графикой и созданием подготовительных рисунков для гравюр.»,