Впервые в России можно увидеть работы итальянского художника Лучо Фонтаны, снимки современного английского фотографа Майлза Олдриджа, а также памятники ассирийского искусства IX–VII веков до нашей эры из Британского музея. «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспозициях декабря в Москве и Санкт-Петербурге.
Москва: выставка «Фаберже и придворные ювелиры»
20.11.2019 — 30.04.2020
В Историческом музее работает выставка, посвященная российскому ювелирному искусству второй половины ХIХ — начала ХХ века. Посетители музея познакомятся с историей возрождения национального ювелирного дела в Москве и Петербурге. Отдельная экспозиция посвящена работам поставщика Российского Императорского двора Карла Фаберже. Здесь вещи из царских резиденций, церковные предметы, драгоценная галантерея, серебряная скульптура, а также памятные изделия: пепельницы, вазы, брошь из аквамарина, декоративные пасхальные яйца, чарка и стаканчик, из которых пил император Николай II. Гости также увидят изделия из серебра и золота, которые создали Игнатий Сазиков, Иван Чичелев, Павел Овчинников, Иван Хлебников, Федор Рюкерт и другие придворные мастера.
Подробнее о выставке «Фаберже и придворные ювелиры».
Москва: выставка «Майлз Олдридж. Вкус цвета»
21.11.2019 — 23.02.2020
Впервые в Россию привезли работы современного британского фотографа Майлза Олдриджа. Их можно увидеть в Центре фотографии имени братьев Люмьер. В московскую экспозицию вошло более 40 самых известных снимков Олдриджа. Среди них — серия фотографий, сделанных в Париже на перформансе современного итальянского художника Маурицио Каттелана. 3 декабря в Центре фотографии пройдет встреча с самим Майлзом Олдриджем, а 4 декабря он проведет экскурсию по выставке.
Майлз Олдридж — автор обложек для ведущих мировых изданий: Vogue, Harpers Bazaar, GQ, Vanity Fair, Numéro, The New York Times и The New Yorker. Его называют «королем цвета», потому что в своих снимках фотограф всегда оригинально сочетает яркие цвета. Этот прием он использовал и в одной из последних съемок для журнала Time, где ему позировали актеры сериала «Игра престолов».
Подробнее о выставке «Майлз Олдридж. Вкус цвета».
Москва: выставка «Лучо Фонтана. Ретроспектива»
27.11.2019 — 23.02.2020
В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспективная выставка работ итальянского художника Лучо Фонтаны. Впервые в Москву привезли около 60 работ живописца: мозаику и изделия из керамики 1940-х годов, а также картины с прорезями из серии «Пространственные концепции», созданные в 1950–60-е годы.
Лучо Фонтана — представитель мирового современного искусства. Он родился в Аргентине в семье скульптора. В конце 1930-х годов Фонтана состоял в миланской группе художников-экспрессионистов, но вскоре основал частную художественную школу под названием Академия Альтамира. Большую известность Лучо Фонтана получил, когда представил свои произведения с прорезями: впервые со времен Казимира Малевича картина была так кардинально преобразована.
Подробнее о выставке «Лучо Фонтана. Ретроспектива».
Москва: выставка «Томас Гейнсборо»
03.12.2019 — 01.03.2020
ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает на выставку произведений английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо. В экспозицию вошли картины из 11 музеев Великобритании, коллекций Пушкинского музея и Эрмитажа. Среди них — парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж «Рыночная повозка», а также две расписные стеклянные пластины, которые редко вывозят из Великобритании.
Томас Гейнсборо был известным портретистом, пейзажистом и гравером XVIII века. Он разработал собственную живописную манеру, в которой опирался на работы старых мастеров: голландца Якоба Рёйсдала и фламандцев — Петера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. В историю мирового искусства Гейнсборо вошел как основатель британской пейзажной школы XVIII века и один из создателей Королевской академии художеств.
Подробнее о выставке «Томас Гейнсборо».
Санкт-Петербург: выставка «Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985»
11.12.2019 — 24.05.2020
Музей современного искусства «Гараж» представляет выставку, которая отсылает к игре советского времени «Секретики». Дети выкапывали в земле небольшую ямку и прятали туда памятные мелочи: значки, почтовые марки, этикетки, письма, — а сверху накрывали стеклышком и присыпали землей. Через сравнение с этой игрой в музее будут представлены экспонаты подпольного искусства СССР: дневники, фотоальбомы, капсулы времени, самиздат Гейдара Джемаля и Юрия Мамлеева из Архива «Гаража».
Специально для выставки художник Ян Гинзбург создал инсталляцию «Комната гениев», которая напоминает двустороннюю доску почета. С одной стороны собраны портреты мыслителей и политиков СССР, а с другой — фотографии людей с мимическими расстройствами, которые сделал советский врач-психиатр Лазарь Сухаребский в 1960–70-е годы.
Подробнее о выставке «Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985».
Санкт-Петербург: выставка «Я воздвиг там мой царский дворец…»
10.12.2019 — 29.03.2020
Первая в России выставка памятников ассирийского искусства из коллекции Британского музея откроется в Манеже Малого Эрмитажа. Посетители смогут увидеть артефакты, которые обнаружили во время раскопок во дворцах ассирийских царей: фрагменты каменных рельефов, декоративные украшения мебели и конских упряжек из слоновой кости — плакетки. В экспозицию также войдут материалы об известной библиотеке царя Ашшурбанипала в столице Ассирии — Ниневии.
Ассирийская держава существовала в IX–VII веках до нашей эры на севере современного Ирака. Правители этого государства завоевали много стран на территории современной Сирии, Турции и Египта. В честь военных побед каждый ассирийский царь строил собственный дворец. Их возводили из кирпичей, сделанных из необожженной глины, а трехметровые стены покрывали каменными рельефами. В конце VII века до нашей эры Ассирия пала, а от дворцов остались лишь огромные холмы и нижние части стен.
Подробнее о выставке «Я воздвиг там мой царский дворец…».
Санкт-Петербург: выставка «Волосы»
13.12.2019 — 05.04.2020
Музей современного искусства «Эрарта» приглашает на выставку работ победителей и финалистов международной премии HJ’s British Hairdressing Awards в номинации «Авангард». Зрители увидят манекены и фотографии, на которых запечатлены геометрические абстракции стилистов Индиры Шаувекер и Люси Монбийяр, а также модели авангардного парикмахера Сильвестра Финолда, вдохновленные персонажами японских комиксов.
Первая церемония премии Hairdressing Awards состоялась в Великобритании в 1984 году. За «парикмахерский «Оскар» борются участники, которые экспериментируют с цветом, объемом, текстурой и стилем причесок, а также кардинально переосмысляют внешность человека. Сегодня этот проект считается самым крупным событием в парикмахерском искусстве.
Подробнее о выставке «Волосы».
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Обзор составлен по материалам «PRO.Культура.РФ» (ранее — АИС ЕИПСК).
Теги:МузеиПубликации раздела Музеи
Смотрите также
{"@type":"Article","description":"Как жило общество авангардистов, обогнавшее «Бубновый валет».","url":"https://www.culture.ru/materials/255152/istoriya-soyuza-molodezhi","@context":"http://schema.org","name":"История «Союза молодежи»","alternateName":"История «Союза молодежи»","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.culture.ru:443/storage/images/76d2f6fcdaf21dfdc9ad90fec4045d98/cd21ad4e4266c1aef60b276e1e00e527.png","caption":"История «Союза молодежи»","width":640,"height":480},"articleSection":"Музеи","datePublished":"2019-11-18T11:20:38.699Z","articleBody":«Самым крупным объединением авангардистов в начале XX века было общество «Бубновый валет». Однако во многом его опередила группа «Союз молодежи», которая была зарегистрирована на полтора года раньше в Петербурге. У истоков «Союза молодежи» стояли меценат Левкий Жевержеев и молодые художники-экспериментаторы — Иосиф Школьник, Валентин Быстренин, Елена Гуро, Михаил Матюшин. Именно «Союз молодежи» организовал первый показ «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича в футуристическом спектакле «Победа над Солнцем». Портал «Культура.РФ» знакомит с историей Петербургского общества авангардистов. В апреле 1909 года в Петербурге проходила выставка «Импрессионисты», организованная художественно-психологической группой «Треугольник». В ней участвовали Иосиф Школьник, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Георгий Якулов. Члены «Треугольника» работали в стиле импрессионизма и символизма, разрабатывали новые живописные приемы. Однако Матюшин критиковал основателя группы Николая Кульбина за «эклектичность, декадентство и врубелизм».Вскоре после этой выставки Елена Гуро и Михаил Матюшин покинули «Треугольник» и создали новое общество под названием «Союз молодежи». К ним присоединились меценат Левкий Жевержеев, художники Эдуард Спандиков, Валентин Быстренин, Иосиф Школьник и другие. Творческая группа разместилась в мастерской в Замятином переулке. Ее участники приняли устав, текст которого опубликовали в справочной книге «Весь Петербург». Их целью было «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».16 февраля 1910 года «Союз молодежи» внесли в реестр обществ Петербурга — на полтора года раньше, чем объединение авангардистов «Бубновый валет». Позже обе группы тесно сотрудничали: организовывали выставки, ставили спектакли, обменивались опытом.У «Союза молодежи» не было четких ограничений по стилю, поэтому для выставок, которые организовывало общество, отбирали неакадемические работы символистов и неопримитивистов, кубистов и кубофутуристов. Среди них — пейзажи и натюрморты, написанные в духе европейского импрессионизма: «Женщина в скандинавском платке» Елены Гуро, «Натюрморт с желтой скатертью» Иосифа Школьника, «Танцовщица» Эдуарда Спандикова и многие другие произведения. С 1910 по 1914 год «Союз молодежи» провел выставки в Петербурге, Риге и Москве.Большую популярность «Союз молодежи» получил благодаря своим спектаклям. В январе 1911 года его участники поставили народную драму из двух частей «Хоромные действа». Режиссером выступил Михаил Бонч-Томашевский, сценографом — Евгений Сагайдачный, а гримером и бутафористом — Михаил Ле-Дантю. Эскизы костюмов и декораций Владимира Татлина, Александра Гауша и Эдуарда Спандикова вошли в собрание мецената Жевержеева и сегодня хранятся в Русском музее и Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.Первая часть драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» об императоре Петре I и царевиче Алексее вошла в историю русского театра как образец новаторского спектакля. Вместо сцены в зрительном зале установили три площадки, на каждой из которых разыгрывалось действие. Справа на помосте находился трон Максимилиана, слева — владения богини Венеры, а в центре страдал Адольф. Стены украсили лубочными картинками, а актеры-любители и музыканты все время обращались к посетителям. Артисты были загримированы и наряжены в яркие ярмарочные костюмы, да и само представление напоминало традиционные балаганы, популярные в России XVIII века.С 1912 по ноябрь 1913 года общество «Союз молодежи» организовывало диспуты — публичные ученые споры, на которых обсуждали новое искусство. «Союз» и тут опередил «Бубновый валет», который первый свой диспут провел на месяц позже. В январе 1912 года состоялась программная лекция одного из организаторов русского футуризма Сергея Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм», а в конце года выступили постимпрессионист Давид Бурлюк с докладом «Что такое кубизм» и писатель Владимир Маяковский с речью «О новейшей русской поэзии». Часто выступления были эпатажными.Зал Троицкого театра миниатюр во время этих диспутов был заполнен до отказа, а в прессе потом появились скандальные статьи с заголовками «Рыцари безумия» и «Поэзия свихнувшихся мозгов».В апреле 1912 года общество стало издавать первый в России журнал о современном искусстве — «Союз молодежи». Всего вышло три номера — это полторы тысячи сборников. В них печатали переведенные статьи из каталогов европейских выставок и зарубежной периодики, а также программы отечественных авангардистов: «Основы нового творчества и причины его непонимания» Ольги Розановой и трактат Вальдемара Матвея об искусстве стран Востока, Океании и Африки.В последнем номере вышли произведения литературной группы поэтов-футуристов «Гилея». Вместе с ними «Союз молодежи» организовал театр «Будетлянин» — первый в мире театр футуристов. В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где публика впервые увидела «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.«Союз молодежи» просуществовал без малого 10 лет. За это время его состав часто менялся. К 1913 году к группе присоединились художники Константин Дыдышко, Савелий Шлейфер, Анна Зельманова, Август Балльер и другие. Финансов «Союзу» не хватало: театральные проекты в основном оказывались убыточными, часто не было денег даже на гонорары артистам и художникам; регулярные выплаты получали только лекторы и авторы книг и спектаклей. Из-за постоянных конфликтов и начала Первой мировой войны общество практически прекратило свою деятельность.В 1917 году Жевержеев, Спандиков и Школьник планировали организовать несколько выставок. В это время в группу вступили еще 17 художников, среди которых были Лев Бруни, Николай Тырса, Роберт Фальк и Аристарх Лентулов. Однако их творческое сотрудничество в послереволюционной стране длилось недолго, а выставка, запланированная на апрель 1918 года, так и не состоялась.Последним мероприятием, в котором участвовали члены «Союза молодежи», была Первая государственная свободная выставка произведений искусства в 1919 году. В Зимнем дворце представили свои работы уже советские художники — Павел Филонов, Марк Шагал, Иван Пуни, Натан Альтман и Ольга Розанова. Позже некоторые из них эмигрировали во Францию.Автор: Ирина Малахова»,