Ар-деко для «чайников»

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Feuillets d'Art. 1919

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Ар-деко для «чайников»

Лист из альбома Modes et Manières d'Aujourd'hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Ар-деко для «чайников»

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Ар-деко для «чайников»

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников»

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Ар-деко для «чайников»

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Ар-деко для «чайников»

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Ар-деко для «чайников»

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Ар-деко для «чайников»

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Ар-деко для «чайников»

Станция метро «Маяковская»

Ар-деко для «чайников»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Ар-деко для «чайников»

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Ар-деко для «чайников»

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Ар-деко для «чайников»

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper's Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Теги:Публикации раздела Музеи

Смотрите также

{"@type":"Article","description":"Какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице.","url":"https://www.culture.ru/materials/220207/italiya-v-rossii-10-pamyatnikov-v-stile-neorenessans","@context":"http://schema.org","name":"Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс","alternateName":"Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс","image":{"@type":"ImageObject","url":"https://b1.culture.ru/c/761784.jpg","caption":"«,»width":868,"height":488},"articleSection":"Публикации раздела Архитектура","datePublished":"2017-08-25T00:00:00.000Z","articleBody":«В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения — так появился стиль неоренеcсанс. Особенно популярен он был в Петербурге. Читайте в материале портала «Культура.РФ», какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице. Дворец был построен по заказу внука Николая I — Михаила Михайловича, «Миш-Миша», как называли его домашние. Малым Михайловским дворец стал потому, что один Михайловский в Петербурге уже был. Требования к будущей постройке великий князь сформулировал довольно просто: «У нас должен быть отличный дом». Архитектор Максимилиан Месмахер не обманул его надежд: он возвел здание в духе неоренессанса, оформленное по последнему слову техники.Во дворце 1888 года постройки были и газ, и электричество, и телефон, и водопровод, и канализация. Правда, насладиться Миш-Мишу своим дворцом так и не пришлось — он уехал за границу, где вступил в брак с внучкой Пушкина Софьей Меренберг. В Россию великий князь больше не вернулся, а здание в дальнейшем принадлежало разным управлениям и компаниям.Это палаццо на Дворцовой набережной было построено для великого князя Владимира Александровича — сына Александра II. Главным архитектором был Александр Резанов, а в создании интерьеров также участвовали Виктор Шретер, Иероним Китнер и Андрей Гун.Фасад здания выполнен в духе венецианского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов. Интерьеры дворца были оформлены в нескольких стилях — неоренессанс, готическом, мавританском и классическом. Один из современников писал о дворце: «Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почетное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени». К тому же здание было оснащено всеми удобствами: от лифта и вентиляции до телефона и электричества.С 1920 года здесь размещается Дом ученых. Первое время название было буквальным: здесь жили академик Василий Струве, директор Пулковской обсерватории Сергей Белявский и другие советские ученые.Здание на Большой Морской улице построил архитектор Карл Шульц, а Людвиг Шперер, Леонтий и Юлий Бенуа позже реконструировали его под нужды «Российского страхового от огня общества». Монументальное здание полностью облицевали разными видами камня: от розового гранита на фасаде до светло-серого песчаника, украшавшего балконы. До недавнего времени здесь размещался Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Сегодня здание принадлежит музею «Исаакиевский собор».Изначально на этом месте находилось посольство Великобритании. В самом конце XIX века его кардинально перестроили по заказу железнодорожного магната Павла вон Дервиза. Архитектором роскошного особняка во флорентийском стиле стал Александр Красовский. Интерьеры дворца были под стать его внешнему оформлению: лепной декор, деревянная резьба, витражи и лестница из белого мрамора. Когда Павлу Дервизу стало трудно содержать свой особняк, он продал его не кому-нибудь, а двоюродному брату императора Николая II — великому князю Андрею Владимировичу. В советское время в здании разместился Дворец бракосочетаний, который находится здесь и сегодня.Здание Русского торгово-промышленного банка построил в 1914 году архитектор Мариан Перетяткович. Скульптурным оформлением занимались Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Весь фасад грандиозного здания был отделан серым гранитом, причем фактура нижних этажей напоминала скалы. Декором служили каменные маски и барельефы. Природный камень использовали и в оформлении интерьеров: вестибюль, лестница и главный операционный зал были отделаны редкими сортами мрамора.Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни. Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.Особняк Зубова на Исаакиевской площади был построен в 1840-х годах по заказу графа Арсения Закревского. Проект создал архитектор Гаральд Боссе. Позже его лишь немного перестроили — Карл Шульц заменил балкон и украсил аттик (плоскость стены над карнизом) семейным гербом графа. Фасад здания выполнен в стиле неоренессанс, а интерьеры — в духе классицизма и рококо. Последним хозяином дома был Валентин Зубов. Он основал первый в России Институт истории искусств, который находится здесь и сегодня.Гаральд Боссе стал автором и находящегося неподалеку — на Конногвардейском бульваре — особняка Михаила Кочубея. Боссе построил здание во флорентийском стиле, однако в народе оно получило название «Дом с маврами»: ограду дома украшали четыре бюста африканцев в одежде из белого мрамора. Несмотря на то, что здание построили в середине XIX века, здесь уже был водопровод, удобные ванные и более совершенная, чем в обычных домах, система отопления — духовые печи. Интерьеры также оформили в стиле ренессанса, хотя некоторые комнаты были декорированы и в духе классицизма.Александр Штиглиц в XIX веке был известным финансистом. Однако в историю он вошел как создатель Центрального училища технического рисования, сегодня его имя носит Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия. В 1860-х архитектор Александр Кракау перестроил для него в духе итальянского ренессанса здание на Английской набережной.Позже владельцем особняка стал великий князь Павел Александрович — младший сын Александра II. Именно при нем архитектор Николай Султанов построил здесь домовую церковь святой Александры в древнерусском стиле. Однако до наших дней она не сохранилась.Московский вокзал возвели в 1851 году, когда налаживали железнодорожное сообщение между двумя столицами. Автором здания стал Константин Тон, хотя в конкурсе проектов участвовали и другие видные архитекторы того времени — Николай Ефимов и Александр Брюллов. Тон оформил станцию в стиле итальянской ратуши эпохи ренессанса — с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами. В здании вокзала, помимо основного зала, находились конторы служащих, управление железной дороги и квартиры сотрудников — в том числе начальника вокзала Николая Миклухо-Маклая, отца известного путешественника.Автор: Лидия Утёмова»,

culture.ru